Категория: Спецраздел НГК
Научно-методическое сопровождение курсовых проектов обучающихся
Аннотация. Современное обучение нуждается в пересмотре критериев оценки профессиональной подготовки студентов. Актуальность проблемы информационно-методического сопровождения студентов в условиях развития системы среднего профессионального образования обусловлена рядом изменяющихся нормативных документов, а именно федерального государственного образовательного стандарта. В статье раскрыты теоретические основы информационно-методического сопровождения студентов при написании курсовых работ, раскрывается авторское обобщенное видение данного понятия. Проведен сравнительный анализ существующих видов педагогического сопровождения студентов: психолого-педагогическое и методическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, организационно-методическое сопровождение. Цель статьи заключается в определении разработанной структуры информационно-методического сопровождения студентов в образовательном процессе при написании и защите курсовой работы.
Организация процесса выполнения курсовой работы как самостоятельного исследования — особый вид деятельности преподавательского состава, предусматривающий психолого-педагогическое и информационное сопровождение обучающихся. В ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров на втором курсе учебным планом предусмотрено написание курсовых работ. Информационно-методическое сопровождение состоит из этапов:
— выбор темы курсовых работ;
— подбор литературы по теме курсовой работы;
— составление и согласование плана выполнения курсовой работы;
— выбор объекта для раскрытия практической части курсовой работы;
— организация и проведение практического исследования;
— написание основного текста курсовой работы под методическим контролем руководителя.
Все проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении курсовой работы, сложно классифицировать, так как эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей субъекта образовательного процесса. Тем не менее в данной статье предпринята попытка максимально подробно описать алгоритм и особенности информационно-методического сопровождения обучающихся.
Так, в начале взаимодействия преподавателя и обучающегося преподаватель выступает в роли наставника, научного руководителя. На этом этапе важно оказать помощь в выборе темы курсовой работы. Преподаватель разрабатывает достаточное количество тем, и студенту предоставляется возможность выбрать тему курсовой работы. Как показывает опыт и практика, студентам не всегда просто определиться с темой курсовой работы, и уже на этом этапе требуется информационно-методическая помощь со стороны преподавателя (наставника) при этом учитываются индивидуальные психологические особенности обучающихся, интересы и возможности. Перечень тем ежегодно в начале учебного года обновляется с учетом изменяющихся условий, актуальности, содержания практик и доводится до сведения студентов. На данном этапе обучающиеся сталкиваются, на мой взгляд, с существенной проблемой при выборе темы курсовой работы, так как прохождение производственной практики осуществляется в конце второго курса, то есть в конце четвертого семестра, а выполнение курсовых работ осуществляется в третьем и четвертом семестре, соответственно, недостаточно практического опыта для того, чтобы раскрыть практическую часть. В связи с вышеизложенным подтверждается особая роль преподавателя-руководителя. Руководитель курсовых работ разрабатывает методические рекомендации по выполнению курсовых, таким образом, обеспечивает информационно-методическое сопровождение обучающихся. На платформе Moodle в курсе междисциплинарного курса размещаются темы курсовых работ и методические рекомендации, в любое удобное время обучающийся может обратиться к курсу и воспользоваться представленным материалом.
Преподаватель осуществляет информационно-методическое сопровождение в определении литературных источников, необходимых для самостоятельного изучения и самостоятельного раскрытия темы курсовой работы. После изучения литературных источников студент делает определенные выводы, руководитель консультирует обучающегося по полноте, точности и корректности представленной информации. Следующим этапом сопровождения является составление плана. План отражает основную идею курсовой, раскрывает её содержание и смысловой характер. В нем должны быть развернуты и выделены наиболее актуальные вопросы данной конкретной темы. Информационно-методическое сопровождение предусматривает последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования, которое содержит все существенные элементы курсовой работы. В самой курсовой работе план преобразуется в содержание, которое приводится на странице, следующей за титульным листом. Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков и структурных элементов работы с указанием страниц, на которых соответствующий элемент начинается в тексте: введение, глава, раздел (пункт), выводы, заключение, список использованных источников, приложение.[2]
Эмпирическое исследование следует писать вместе с руководителем. Хочется подчеркнуть, что необходимо корректно употреблять понятие «экспериментальное исследование», название «эксперимент» для практической части, так как далеко не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. Имеется в виду, что если в исследовании используются только тестовые методики, социологические анкеты, результаты наблюдения или другие подобные данные, отражающие сбор какого-либо эмпирического материала, то необходимо использовать выражение «эмпирическое исследование». Наряду с этим в работе могут быть применены и рекомендуются нами к применению такие методы, как анкетирование, анализ документов, анализ свойств товаров, а также наблюдение и так далее. Исключительно важным аспектом курсовой работы исследования является самостоятельное практическое изучение какой-либо конкретной эмпирической выборки.
Курсовая работа, как правило, базируется на результатах выполненного студентом эмпирического исследования, организованного и проведенного в соответствии со следующими основными этапами. Любое исследование начинается с определения его темы, ограничивающей область исследования, выбора объекта, предмета и метода исследования. Очевидно, что в курсовой работе её тема и предметная направленность входящего в неё исследования должны полностью совпадать по целям, смыслу и содержанию. Начальным этапом собственного эмпирического исследования является первичная постановка проблемы, то есть комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес. [1]
Обучающемуся следует уяснить, чем он понятийно не удовлетворен в практическом знании в определенной сфере, где он ощущает проблемы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения. В результате этого формируется гипотеза — предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Подчеркиваю, что при организации практического исследования, направленного на исследование интересующих фактов, на сбор необходимых эмпирических данных, которые при последующей обработке могут быть проанализированы и проинтерпретированы с целью установления причинно-следственных взаимосвязей каких-либо составных частей изучаемого явления. Важным этапом организации исследования является выбор методического инструментария. При написании курсовой работы по МДК 01.02 Товароведение продовольственных товаров чаще всего применяются социологический метод, метод дедукции, эмпирический метод и ряд других. Перед проведением социологического опроса провожу разъяснение, что нужно продемонстрировать интерес к респонденту, например, задав несколько конкретных вопросов, которые могли бы вызвать расположение к исследованию, выразить свою личную признательность за согласие участвовать в анкетировании.
Ход исследования фиксируется в практической части курсовой работы. Наиболее трудным для обучающихся является структурирование полученной информации. Преподаватель выступает непосредственным наставником при оформлении эмпирической части курсовой работы. Оказывается помощь в обобщении информации, наглядного описания данных, подведении к формированию выводов о поделанной работе.
Одной из важных и существенных частей курсовой работы являются выводы. Выводы и интерпретация полученных результатов завершают исследовательский цикл эмпирического исследования. Итогом исследования является подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
В процессе выполнения студентом курсовой работы проводятся групповые и индивидуальные консультации, на которых обучающиеся получают ответы на вопросы, возникающие у них во время разработки выбранной темы. Руководитель предупреждает обучающегося о возможных типичных ошибках, допускаемых при написании и оформлении курсовых работ. Чаще всего в своей работе приходится сталкиваться со следующими типичными ошибками: содержание работы не соответствует заявленной теме; отсутствие последовательности в изложении материала; нечеткие формулировки, повторяемые фразы, суждения; теоретический и практический материал основывается на устаревших литературных источниках; работа написана только на основе материалов, размещенных в информационной сети Интернет; грубые ошибки, несоответствия текста в оформлении, форматировании работы.
Далее в процессе выполнения работы, при наличии каких-либо серьезных и обоснованных замечаний, следует разъяснение руководителя, обучающийся уясняет суть имеющихся ошибок и в обязательном порядке вносит соответствующие исправления. После написания и оформления работы обучающийся должен предоставить курсовую работу научному руководителю для получения отзыва. Если курсовая работа полностью выполнена в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями, она допускается к защите. При необходимости курсовая дорабатывается и исправляется обучающимся под контролем руководителя, который после полной проверки указывает студенту на недоработанные им конкретные аспекты исследования.
Подготовка курсовой работы непосредственно к защите — ещё один этап, требующий контроля со стороны ведущего преподавателя. К защите каждый студент готовит доклад по существу темы, рассчитанный в среднем на 10-15 минут. Доклад призван раскрыть суть, сущность и базовое содержание исследования, а также теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы.
Выступление с докладом на защите даёт возможность студенту показать свой интеллектуальный уровень и уровень своей профессиональной подготовки, представить свою курсовую работу с наиболее выигрышной стороны. Структуру и алгоритм доклада руководитель также подсказывает заранее. Проводится индивидуальная дополнительная консультация перед защитой, где оказывается непосредственная помощь в составлении доклада и оформлении презентации по курсовой работе.
Итак, в представленном выше научно-методическом сопровождении курсовых проектов обучающихся описаны проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся в ходе выполнения курсовых работ МДК 01.02 Товароведение продовольственных товаров. Рекомендованы и ясно расписаны этапы их деятельности, рассмотрены особенности взаимодействия с научным руководителем. В статье предложены конкретные методические наработки по организации данного вида деятельности обучающихся. Данная статья может выступать общим руководством к действию для самих выполняющих курсовые работы по программе среднего профессионального образования, а также для преподавательского состава профессионального профиля.
Библиографический список:
1. Старцева, М. А. Курсовая работа по методике профессионального обучения : учебное пособие для вузов / М. А. Старцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 101 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14253-2.
2. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Основы научной деятельности студента. Курсовая работа : учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование).