ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Актуальность реализации интерактивного обучения в системе подготовки специалистов начального образования

135
Автор: Аброшнова Марина Александровна, преподаватель ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им.А.М. Горького»
Категория: Традиции и инновации

В настоящее время реализация интерактивного обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки специалистов начального образования. Это обусловлено двумя причинами. Первая связана с развитием системы среднего профессионального образования, которая направлена на формирование общих и профессиональных компетенций. Вторая вытекает из требований к выпускнику колледжа, который должен уметь ориентироваться в различных ситуациях в профессиональной сфере.

Интерактивное обучение в последнее время получает все большее распространение в педагогической практике. Современному преподавателю коллежа необходимо использовать методические инновации, которые связаны с реализацией интерактивного обучения.

Применение интерактивных методов на практике способствует возникновению и дальнейшему развитию все новых способов организации учебной деятельности. Поэтому вся работа преподавателя должна быть направлена на формирование у обучающихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое. Студент должен быть вовлечён в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Преподаватель в свою очередь, составляя урок, должен подобрать методы и приёмы работы, пробуждающие в студентах исследовательскую, творческую активность, задействовать имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.

Интерактивное обучение имеет другую логику образовательного процесса, не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение на практике. Применений интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений повышения уровня усвоения учебной информации, они способствуют повышению качества обучения, а главное – имеют практикоориентированный характер.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

При использовании интерактивного обучения роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к практическому опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

В системе подготовки специалистов начального образования при изучении МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания в ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им.А.М. Горького» применяются различные интерактивные методы обучения: метод «шестиугольного» обучения, «мозговой штурм», работа в малых группах, ролевая игра и другие. Интерактивное обучение в рамках профессиональной дисциплины имеет другую логику образовательного процесса, не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение на практике.

В число новых форм интерактивной организации учебной деятельности входит метод «шестиугольного» обучения. Применяется он сравнительно недавно и поэтому недостаточно апробирован в отечественном профессиональном образовании. Гексагон-метод или метод «шестиугольного» обучения является одним из вариантов организации интерактивных занятий, поскольку в ходе работы предполагается тесное взаимодействие между преподавателем и студентами.

Существует несколько вариантов использования данного метода:

  • Учебный материал вписать в шестиугольники, разрезать их, и предложить студентам собрать мозаику.
  • Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы обучающиеся могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
  • Работа в группах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Данный вариант целесообразнее использовать при повторении объемного материала. Таким образом, за короткое время происходит систематизация материала.
  • Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам.

При изучении МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания данный метод позволяет актуализировать процесс формирования и развития языковой компетенции, которая, по мнению ряда исследователей, является базовой компетенцией и от ее формирования зависит развитие языковых способностей, овладение нормами русского языка, а также способствует формированию профессиональных компетенций. Особенно успешно данный метод реализуется на практических занятиях по разработке уроков русского языка в начальной школе.

Например, на практическом занятии «Составление конспекта урока письма», целью которого является создание условий для активизации практической деятельности, расширение и закрепление знаний студентов по теме «Обучение письму – важнейшая составная часть обучения грамоте», данный метод интерактивного обучения показал свою результативность. В начале урока используются кластеры, которые позволяют быстро обобщить и систематизировать теоретический материал по теме, тем самым повышают активность студентов на уроке. Затем обучающиеся, работая в группах, конструируют модель урока письма с использованием гексов, дают характеристику каждому этапу урока, подбирают дидактический материал к уроку. В итоге занятия обучающиеся составляют технологическую карту урока письма в начальной школе и презентуют ее. Составление структуры урока с использованием гексов способствует овладению методического материала. Об эффективности использования шестиугольного обучения можно судить по результатам проведенных уроков на производственной практике.

Систематическое применение на практике «шестиугольного» метода обучения позволит сформировать у обучающихся не только профессиональные компетенции, но и другие навыки, в число которых можно отнести развитие логического мышления и творческих способностей.

На практических занятиях по разработке конспектов урока успешно зарекомендовала работа в малых группах, которая является одной из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия, предлагать свою точку зрения). Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, мозговой штурм и др.

Например, на практическом занятии «Разработка фрагмента урока русского языка (объяснение орфографического правила)» обучающиеся заранее делятся на небольшие группы, выбирают орфограмму и распределяют следующие задания внутри группы:

  • проанализировать учебник и методические пособия по выбранной теме,
  • подобрать языковой материал для изучения определенной орфограммы,
  • подобрать наглядный и дидактический материал на закрепление орфограммы,
  • подготовить наглядный материал к уроку,
  • составить алгоритм по правилу для учащихся,
  • разработать дидактическую игру.

Затем группы работают, составляют фрагменты уроков по выбранной орфограмме. Представители групп демонстрируют фрагменты разработанных уроков. Высказывают свои мнения; обсуждают результаты, предлагают разные варианты проведения урока русского языка в начальной школе.

Для моделирования и проведения урока русского языка в начальной школе активно применяется ролевая игра, которая основана на принципе обучения на практике. Ролевая игра — это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации. Данный метод представляет собой разработку и демонстрацию отдельных этапов урока русского языка с целью овладения профессиональными компетенциями. Методика проведения ролевой игры предполагает следующий алгоритм: мотивация, представление плана, распределение ролей, подготовка к ролевой игре, ролевая игра, обратная связь. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках, распределяют роли по этапам урока, разрабатывают и представляют (показывают) всей группе фрагмент урока, затем происходит коллективный анализ проведенной работы. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в роли учителя, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять правильные решение.

Применяемые интерактивные методы обучения направлены на повышение уровня активности обучающихся и их мотивации к профессиональной деятельности. В ходе подготовки практических занятий на основе интерактивного обучения преподаватель подбирает наиболее эффективные методы обучения исходя из конкретной темы, сочетает несколько методов, что способствует лучшему усвоению учебного материала

Таким образом, применение интерактивных методов обучения в преподавании МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания способствует:

  • включению каждого обучающегося в осознанную учебную деятельность;
  • повышению качества обучения
  • индивидуализации обучения;
  • формированию навыков самообучения и самоконтроля;
  • формированию общих и профессиональных компетенций;
  • развитию творческого потенциала студентов.

Использование интерактивных методов обучения в педагогическом процессе способствует совершенствованию, профессиональному и личностному росту педагога, позволяет качественно изменить организуемое педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для обучающегося, укрепить их положительную мотивацию в обучении, в создании условий своего развития.

Результатом применения в педагогическом процессе колледжа интерактивных методов обучения являются призовые места на профессиональных конкурсах и олимпиадах, высокие результаты на демонстрационном экзамене, а итоге получаем конкурентно способных специалистов начального образования, умеющих применить свои знания в профессиональной деятельности.

Реализация интерактивного обучения в образовательном процессе способствует освоению обучающимися профессиональных компетенций ФГОС СПО, повышению качества профессиональной подготовки, развитию профессионального и креативного мышления студентов, формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличение доли выпускников, трудоустроенных по полученной специальности.

Литература

  1. Головцова, И.Г. Проблемы внедрения интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода [Электронный ресурс]: / И.Г. Головцова, Л.В. Рудакова // Вестник «АГУ» / Электронно-библиотечная система Издательства Лань. – 2016. – № 2. – Режим доступа: www / URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/196087/#1
  2. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651
  3. Хлынцева, Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — С. 18-20. — [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4387/
Актуальность реализации интерактивного обучения в системе подготовки специалистов начального образования

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18