ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Особенности подготовки педагогов дополнительного образования в области технического творчества

177
Автор: Костюкова Елена Викторовна, преподаватель информатики БПОУ УР «Сарапульский колледж социально-педагогических технологий и сервиса»
Категория: Традиции и инновации

Педагог дополнительного образования — это специалист, который ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе или студии. Он преподает предметы, которые либо не включены в обязательную программу обучения (хореография, шахматы, робототехника, театральное искусство), либо даны в школе на базовом уровне, не позволяющем развить талант ребенка (ИЗО и ДПИ, вокальное искусство, игра на музыкальных инструментах). [1]

Наш колледж ведет подготовку педагогов дополнительного образования в области хореографии и сценической деятельности уже давно, но запросы работодателей говорят о том, что требуются специалисты технического направления. Это связано с тем, что на территории России и республики открываются технопарки такие как Кванториумы, IT-кубы, Точки роста, Центры детского технического творчества, а также другие учреждения дополнительного образования все чаще отдают предпочтение объединениям технической направленности. При этом квалифицированных педагогов не хватает.

В рамках грантового проекта в колледже в 2020 году были открыты новые мастерские, среди них и «Преподавание технологии», которая оснащена специализированным оборудованием: 3D принтер, лазерный станок, режущий плоттер, робототехнические наборы и конструкторы, многофункциональные станки, мощные компьютеры с программами для 3D моделирования и не только. В колледже сильный педагогический состав. Все вышеперечисленное позволило начать обучение педагогов дополнительного образования в области технического творчества, и в 2020 году был набран 1 курс. С этого момента начинаются свои сложности, так как направление новое и абитуриенты боятся на него поступать. В итоге были набраны студенты специальности «Педагогика дополнительного образования» в области технического творчества, которые никогда ничего не делали своими руками и с ИТ сферой тоже не сталкивались.

Чтобы открыть дверь в техническое творчество, нам понадобится 4 ключа:

  1. Пример педагога.

— творческие выставки

Педагог дополнительного образования, тем более технического направления, должен уметь создавать изделия разными способами и из различных материалов. И в первую очередь, студента нужно замотивировать к творчеству. Для этого в колледже часто устраиваются выставки творческих работ, в которых обязательно принимают участие педагоги. На таких выставках можно встретить такие техники как: лепка из соленого теста, глины, пластики, вязание, в том числе амигуруми, вышивка, валяние всех видов, декупаж, текстильные куклы и другие техники.

Благодаря таким выставкам студенты видят, что творчество – это красиво и разнообразно, а также знают, что ко многим педагогам можно подойти и обсудить новое изделие.

— кружки для педагогов

В этом году в колледже открылся кружок для педагогов, где мы учимся рисовать. У студентов такие кружки есть уже давно, но после преподавательской выставки студенты стали посещать занятия стабильнее.

  1. Формирование инженерных навыков

Следующий ключ – это инженерные навыки. Инженерными можно считать навыки, которые помогают создавать что-то новое. Приведу пример некоторых из них:

— работа с инструментами разных видов и назначений;

— работа с разными материалами;

— конструирование изделия на плоскости;

— построение чертежа (выполнение технического рисунка);

— конструирование объемных моделей;

— конструирование действующих моделей;

— понимание физических явлений, которые воздействуют на модель;

— умение описывать физические явления;

— проведение опытов, экспериментов для получения новых знаний;

— владение программным обеспечением разных направлений;

— умение создавать графические объекты разных видов компьютерной графики;

— владение техническими средствами, необходимыми для создания нового изделия.

На уроках ребята изучают черчение, конструирование из бумаги, деревообработку, компьютерную графику, 3D моделирование, робототехнику, методику информатики.

  1. Методическая помощь педагогов при прохождении практики

Третий ключ, который является золотым, — это методическая помощь. Педагогу дополнительного образования нужно уметь привлекать и удерживать внимание и интерес учеников. Занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет посещать объединение. Иногда у преподавателя есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.

Первую производственную практику студенты проходят в колледже. У Нас организованы курсы дополнительного образования для школьников города, и на этих занятиях студенты проводят свои первые занятия под чутким руководством педагогов.

Что дает такой вид практики?

  1. Студенты работают микрогруппами – это позволяет им чувствовать себя увереннее.
  2. Направление и тему занятия студенты узнают заранее, и у них есть время подготовиться.
  3. Педагог на протяжении всей подготовки помогает студентам.
  4. Студенты знакомы с базой практики и оборудованием, на котором проводят занятие.

Все это позволяет студентам чувствовать себя увереннее и на следующих производственных практиках.

  1. Участие в конкурсном движении

И завершающий ключик – это конкурсное движение. Благодаря тому, что началась подготовка педагогов дополнительного образования в области технического творчества, студенты приняли участие в чемпионате молодых профессионалов по компетенции «Преподавание технологии» и показали замечательный результат. В 2021 году Полный пьедестал в Удмуртской Республике и 2 место в России, в 2022 году 1 место в Республике и 1 место в России.

Такие результаты привели к тому, что появились студенты, которые целенаправленно готовятся к конкурсам профессионального мастерства.

Сейчас многие студенты 3 курса уже работают в творческих объединениях города.

Впереди еще много работы, мы понимаем, что, получив базовые технические навыки, нужно находить новые приемы для формирования методической грамотности.

Список источников информации:

1. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» [Электронный ресурс] https://niidpo.ru/blog/o-professii-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-gde-uchitsya-i-rabotat-skolko-m

Особенности подготовки педагогов дополнительного образования в области технического творчества

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18