Категория: Традиции и инновации
Проект «ДОЛиЯ»
Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство.
Агата Кристи
Сохранение детства, здоровья детей и подростков является одной из приоритетных задач нашего государства. Одно их направлений, способствующих решению этой задачи – это организация детского отдыха в загородных и пришкольных лагерях. Работа в загородных детских лагерях имеет свою специфику, поскольку воспитателю (вожатому) необходимо находиться рядом с ребенком круглосуточно, что, в свою очередь, требует от воспитателя определенных знаний и умений.
Основная задача детских оздоровительных лагерей – научить детей общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, развить их творческие способности, снять комплексы, избавить от скованности. Постоянная смена творческих видов деятельности, обширный выбор способов самореализации позволяют сделать отдых детей более насыщенным и интересным.
Став вожатым, все сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, видят детский летний лагерь глазами не ребенка, а взрослого, организатора и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей.
Хорошая работа вожатого – это не только полная физическая отдача, но и огромное моральное удовлетворение. И от того, насколько грамотно вожатый сможет построить свою работу, зависит очень многое.
Вожатый – профессия, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Вожатый – ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в этот летний месяц.
Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое или обязан этому учиться. И учиться очень быстро.
Вожатый от слова «вожак» — ведущий за собой (вести за собой — это способ действия).
Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям четко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но не жестокий надзиратель, которого нужно бояться.
Успех вожатого – в умении стать своим для ребят. Он не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, он тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу.
Очень тяжело бывает в лагере вожатому, который работает в этой должности в первый раз. Для этого необходима специальная подготовка.
В процессе обучения в ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» студенты, помимо своей основной специальности, имеют возможность получить дополнительную образовательную подготовку, в том числе и обучение вожатскому делу.
В течение шести лет в колледже осуществляется проект «ДОЛиЯ» (Детский Оздоровительный Лагерь и Я). Проект позволяет получить качественное образование по квалификации «Вожатый» всем студентам города. Цель проекта — создание школы вожатского мастерства, ориентированного на повышение качества воспитательной работы; подготовка вожатских кадров и расширение диапазона образовательных услуг в массовых оздоровительных лагерях и других видах детских каникулярных смен Нижнекамского муниципального района.
Курс подготовки профессиональных кадров для детских оздоровительных лагерей включает в себя теоретические и практические основы вожатской деятельности. Проект основывается на многолетнем наблюдении по организации работы вожатых в детских оздоровительных лагерях Нижнекамского муниципального района.
В 2020 году в Нижнекамском муниципальном районе начал работу МБУ «Центр организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков «Камский Артек», который открывает свои тематические смены в течение всего года. Помимо этого, в Нижнекамском муниципальном районе функционирует 5 загородных оздоровительных лагерей и больше 30 пришкольных, в которых организуются летние смены.
Ежегодно перед администрацией детских оздоровительных лагерей стоит кадровый вопрос по привлечению к работе вожатых. Практико-ориентированный проект «ДОЛиЯ» дает возможность мотивированной молодежи города Нижнекамска попробовать себя в педагогической деятельности в качестве вожатого и обеспечить кадрами все смены работы оздоровительных лагерей.
Программа проекта «ДОЛиЯ» является интегративной и включает в себя три модуля: «Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в лагере»; «Психолого-педагогические основы вожатской деятельности»; «Основы безопасности и профилактики детского травматизма в условиях летнего отдыха». На аудиторных и внеаудиторных занятиях применение полученных знаний отрабатывается посредством решения кейсов, моделирования проблемных ситуаций, проектирования тематических программ лагерных смен, разработки презентаций и деловых игр.
Выпускники проекта «ДОЛиЯ» успешно реализуют свои теоретические знания и практические навыки в рамках прохождения летней практики в загородных и пришкольных летних лагерях Нижнекамского муниципального района. Многие студенты проходят стажировку в ФГБОУ «МДЦ «Артек» в Республике Крым.
Таким образом, практико-ориентированный проект «ДОЛиЯ» способствует круглогодичному обеспечению вожатыми всех смен детских оздоровительных лагерей Нижнекамского муниципального района. Также данный проект способствует улучшению качества работы вожатых благодаря целенаправленному и планомерному освоению специально разработанной программы подготовки.
Литература
- Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В.
- Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 256 с.
- Безопасность жизнедеятельности в детском лагере: Методические рекомендации / А. Кравченко, С. Петров. — М.: Изд-во МПГУ МПГУ, 2017. — 54 с.
- Владимирова, Т Н. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности: Методические рекомендации / авторы-составители: Т. Н. Владимирова, А. В. Фефелкина; под общ. ред. Т. Н. Владимировой. — М.: МПГУ, 2017. — 54 с.
- Леванова, Е. А. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере: Методические рекомендации / М. Д. Батаева, Н. Ю. Галой, Г. С. Голышев [и др.]; под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М.: МИГУ, 2017. — 212 с.
- Слизкова, Е. В. Подготовка педагога дополнительного образования. Методика работы вожатого: учеб, пособие для СПО / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. — 2-е изд., перераб. и доп., 2019.