ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей при освоении ППССЗ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

145
Автор: Полторацкая Н.Л., Павлова М.Н., Литвиненко В.М., ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации

9 ноября 2022 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В данном документе к нравственным ориентирам, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности, отнесены патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и другие ценности.

Президент акцентировал внимание на то, что в стране необходимо, в числе прочего, совершенствовать формы и методы воспитания и образования детей и молодежи.

Надо отметить, что педагогические колледжи никогда не забывали о воспитательном процессе. Понятие «воспитание» по важности никогда не уступало понятию «обучение». «Воспитание нельзя отменить или отложить на потом». Для нас эти слова всегда были руководством к действию; проблема воспитания в педагогической образовательной организации являлась и является приоритетной.

Нельзя не согласиться, что подготовка будущих учителей отличается от подготовки специалистов всех других профессий: мы обучаем и воспитываем тех, кто в скором времени сам будет обучать и воспитывать. От активной деятельности будущего учителя, обладающего современными знаниями, широким кругозором, чувством патриотизма, гражданского долга зависит успех в воспитании достойного поколения для будущего страны.

В этой связи возрастает роль социальных функций педагогических колледжей, ведь мы способствуем духовно-нравственному становлению личности будущего учителя, который должен обладать духовностью и высокой нравственностью и быть способным реализовать стратегию, обозначенную Президентом Российской Федерации, в будущей профессиональной деятельности.

К сожалению, зачастую молодые люди мало интересуются (ввиду многих факторов) историей, искусством, наукой. Низкий уровень общей культуры ведет к неправильной интерпретации событий, порождению огромного количества мифов, которые со временем глубоко закрепляются в сознании людей. Кроме того, это ведет к отторжению исконно русских традиций.

Беседуя о событиях отечественной истории, современная молодежь отвечает на вопросы формального характера, демонстрирует наличие лишь «верхнего» слоя исторической осведомленности.

Это особенно опасно в формировании личности будущего педагога, студента педагогического колледжа (воспитателя и учителя), т.к. именно он в будущем станет транслятором искаженных данных для своих воспитанников и учеников.

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей будущего учителя должно строиться на основе интеграции, фундаментализации знаний, а также опираться на системный, личностно-деятельностный, компетентностный подходы к подготовке специалиста в колледже.

Данный процесс, таким образом, включает в себя две составляющие:

— познание содержания и осмысление духовно-нравственных ценностей;

— формирование модели поведения, соответствующего традиционным российским духовно-нравственным ценностям, и социальная активность.

В ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж» это достигается за счет включения в ППССЗ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах определенных дисциплин и междисциплинарных курсов: «Основы религиозных культур мира и светская этика», «Культурное наследие Смоленщины», «История духовно-нравственного идеала».

С 2022 года в образовательную программу включена вариативная дисциплина «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России», разработанная педагогами Московского педагогического государственного университета. В качестве примера приведем некоторые задачи данной учебной дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– проявлять свою гражданскую позицию в реальных ситуациях общественного, политического и гражданского выбора с опорой на российские и общечеловеческие ценности;

– применять технологии формирования гражданской идентичности воспитанников / обучающихся на соответствующем уровне образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– важнейшие символы, праздники и памятные даты истории современной России, региона и малой родины;

– особенности истории, географии, политического устройства России для понимания уникальности ее исторического пути, системы традиционных ценностей;

– примеры проявления гражданской позиции, политического участия и участия в жизни гражданского общества.

В рамках практических занятий по данной дисциплине обучающиеся обсуждают такие темы, как «Россия и мир: каким мы видим мир — каким мир видит нас. Роль России в современном мире», «Народ России: единство в многообразии», «Гражданин России: права и обязанности. Гражданство Российской Федерации как правовой институт», «Этика и мораль: ценности российского общества», «Кем и почему мы гордимся?», «Личность и государство: гражданская позиция. Личность и государство: не конфликт, а сотрудничество», «Общероссийская гражданская идентичность: я гражданин России» и другие.

Таким образом, курс «Формирование гражданской идентичности будущего учителя России» позволяет создать условия для приобщения будущих педагогов к базовым ценностям, направляя образовательный процесс на воспитание уважения к культурно-историческому наследию своего народа, принятия основ государства и общества.

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей осуществляется и при освоении профессиональных модулей ППССЗ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, например, в рамках междисциплинарного курса МДК.01.02 Русский язык и методика преподавания.

Если определение и решение воспитательных задач на уроках литературного чтения у будущих педагогов не вызывает больших затруднений, то создание условий для решения воспитательных задач на уроках русского языка представляет некоторые трудности. Итак, на уроках русского языка преподаватель обязан решать задачу воспитания будущих учителей и содействовать овладению обучающимися в ходе деятельности на занятии эффективными методами и приёмами, которые помогут им в дальнейшей воспитательной работе. Остановимся подробнее на методе конструирования текстов. Конструирование текстов определённой тематики, связанной с нравственными проблемами современного общества, с главными духовными ценностями русского народа, с важнейшими культурно-историческими событиями, предполагает также решение разнообразных лингвистических задач. Отбор тем может проводиться с учётом вопросов, предлагаемых на классных часах «Разговоры о важном». Так, например, при изучении темы «Словосочетание» обучающимся может быть предложено конструирование текста на тему «Учитель, перед именем твоим…» с использованием различных типов подчинительной связи в словосочетаниях (согласования, управления, примыкания) с учётом всех способов выражения зависимого слова. При изучении темы «Сложноподчинённые предложения» преподаватель может подготовить задания, связанные с конструированием текста на тему: «Настоящий человек», предложив включить сложноподчинённые предложения с использованием придаточных определённых видов. Проводя лингвистический анализ, преподаватель переходит к смысловой стороне утверждения, мотивируя обучающихся высказать свою позицию: «Настоящий человек… Кто он такой? Каковы его поступки, отношение к жизни и к людям?» Таким образом, ведутся параллельно лингвистический и смысловой анализ текста и нравственное воспитание, предполагающее формирование отношений к самому себе, другим людям, обществу. [1–4]

Эффективность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей обучающихся обеспечивается тесным взаимодействием колледжа с другими организациями, сочетанием аудиторной и внеаудиторной работы.

В 2019-2020 гг. при участии студенческой молодежи Смоленской и Витебской областей, 6 епархий Русской и Белорусской Православной Церкви Смоленский педагогический колледж принял участие в грантовом международном проекте «Жемчужное ожерелье Святой Руси». Проект предусматривал: проведение занятий по истории ВОВ; создание туристических кейсов городов; создание маршрутов «Смоленская область в годы ВОВ» и «Витебская область в годы ВОВ»; участие в мемориальных акциях, встречах с ветеранами, съемка мини-фильма «Россия-Беларусь: одна война — одна Победа», просмотр и обсуждение в режиме онлайн фильмов о Великой Отечественной войне. Силами студенческой команды был создан педагогический контент патриотической направленности для работы с дошкольниками и младшими школьниками. Контент был апробирован на базе учреждений г. Смоленска и распространен в 60 организациях России и Республики Беларусь.

Успешная реализация международного проекта «Жемчужное ожерелье Святой Руси» способствовала гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи, популяризации общего подвига братских народов России и Беларуси, сохранению исторической памяти и повышению интереса к изучению героической истории Родины, что является залогом сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Еще один проект реализуется колледжем с 2021 года — «Созидание сердец: формирование социальных активностей у студенческой молодежи светских и духовных образовательных организаций». В рамках проекта студенты организовывают волонтерскую помощь, разрабатывают собственные социальные мини-проекты и реализовывают их на базе различных социальных площадок, которыми являются региональный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы», Православное сестричество во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии и общественная организация, объединяющая семьи, в которых растут дети с особыми потребностями, «Дети-Ангелы-Смоленск».

Проект «Созидание сердец» содействует развитию и популяризации в Смоленской области молодежного социального добровольчества как инструмента формирования социальных активностей и гражданско-патриотического воспитания у студенческой молодежи.

И в заключение хочется опять вернуться к аудиторной работе. Сейчас каждую неделю в колледжах проводятся классные часы «Разговоры о важном». И каждую неделю в чате кафедры начального общего образования Смоленского педагогического колледжа объявляется мозговой штурм, и преподаватели различных дисциплин и междисциплинарных курсов высказывают свои идеи о том, как тему классного часа данной недели продолжить и развить на своих уроках. Рождаются прекрасные, интересные идеи, и так, сообща, при освоении ППССЗ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах мы формируем у наших студентов традиционные российские духовно-нравственные ценности, формируем личность будущего учителя России.

1. Святцева, А.В. Формирование у студентов педагогического вуза компетентности в духовно-нравственном воспитании детей как педагогическая проблема // ХХ1 век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. – № 8 (12). – С. 144–147.

2. Позднякова, О.К. О методах формирования нравственного сознания студента – будущего учителя // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). – С. 44–49.

3. Курносова, С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 4 (13). – С. 58–62.

4. Власенко, С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2013. – № 3. – С. 7–9.

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей при освоении ППССЗ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Категории