ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Дидактическая игра и сказка в обучении дошкольников с позиции практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа

16
Автор: Орешкова Мария Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Категория: В ногу со временем

Одной из ведущих тенденций модернизации российского образования является проблема подготовки специалиста нового типа, умеющего самостоятельно ставить и решать поставленные задачи, обладающего практическими компетенциями, способного к творчеству, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. С 2019 года Министерством просвещения РФ начата работа по обновлению содержания ФГОС СПО, которая заключается в процессе актуализации действующих и разработки новых ФГОС. Новый макет предусматривает введение широкой квалификации; изменение структуры программы; оптимизацию сроков обучения; освоение основ бережливого производства, цифровых компетенций. Стратегия развития СПО в преподавании общеобразовательных дисциплин предполагает повышение качества общеобразовательной подготовки в СПО. Независимая экспертиза определила, что значительная доля обучающихся СПО не освоили курс по русскому языку на базовом уровне. Для повышения качества обучения общеобразовательным дисциплинам были рекомендованы следующие меры:

  1. Проведение ежегодных Всероссийских проверочных работ
  2. Разработка методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом интенсивного обучения, включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, сетевых форм обучения
  3. Повышение квалификации педагогов

Преподавание общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности способствует формированию у обучающихся гибких, мобильных, многофункциональных знаний, с помощью которых выпускник-специалист на достаточно высоком уровне сможет решать постоянно возникающие и постоянно изменяющиеся задачи.

На развитие профессионально значимых качеств и компетенций непосредственное влияние оказывают дисциплины гуманитарного цикла. Результаты освоения данных дисциплин не сводятся лишь к овладению языковыми и литературными нормами и навыками построения текста; важно сформировать осознание, что вход в систему знаний осуществляется через язык и овладение профессиональными компетенциями невозможно без умения анализировать учебную информацию. Иными словами, для достижения профессиональных результатов на начальном этапе обучения необходимо изучение художественного слова, то есть русской словесности, «творчества, выражающегося в слове как устном, так и письменном».

Было принято решение включить в программу изучения русского языка темы, позволяющие развивать умение работать с текстами различных жанров, грамотно выстраивать устные и письменные высказывания.

В новой концепции среднего профессионального образования особое место отводится внедрению механизмов интегрированной с СПО общеобразовательной подготовки обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения. Однако такое включение должно носить постепенный характер. На первом этапе необходимо отработать механизмы работы с информацией, чему посвящен курс по изучению родного языка в объеме 39 часов. Введение курса родного языка, связанного, прежде всего, с анализом, редактированием и созданием текстов различных жанров в учебный процесс направлено на формирование исследовательских и творческих способностей студента, развитие устной и письменной речи, более глубокое понимание смысла прочитанного текста, осознание эстетической и социальной функций языка.

Разработка учебно-методического комплекса предполагает создание сборника текстов и заданий для работы на учебных занятиях и дома. Такая система предполагает работу каждого студента на каждом занятии, способствует хорошему накоплению оценок и стимулирует самостоятельную работу студента, понимающего, что его оценка за работу на учебном занятии будет во многом обусловлена качеством работы, проделанной дома.

Если говорить о технической стороне реализации такого подхода, следует отметить, что в процессе разработки материалов для анализа текстов был создан электронный курс обучения, который позволил индивидуализировать учебный процесс. Студенты получают индивидуальные варианты для работы с текстом, в процессе оценки работ каждому отправляется письменный комментарий по итогам проверки. Такой подход к обучению способствует максимальному вовлечению обучающихся в учебный процесс.

Дидактическая игра и сказка в обучении дошкольников с позиции практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа

Категории