Категория: В ногу со временем
Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике
Более 17 миллионов детей в России учатся в школах сегодня, из них 840 тысяч составляют дети с инвалидностью.
В Нижегородской области детей со статусом ОВЗ становится больше каждый год на 2%. Чаще всего выявляется и конкретизируется данный статус именно в период обучения ребенка в начальной школе.
В сегодняшних реалиях ребенок с ОВЗ может появиться в любом классе. А дети с незначительными отклонениями в развитии и поведении наблюдаются в каждом классе начальной школы.
Именно учитель начальных классов одним из первых в школе сталкивается с проблемами, которые возникают при обучении и воспитании младшего школьника с нарушениями в развитии. Молодые специалисты все чаще обращают внимание на сложности в организации образовательного процесса в классе, в котором учатся ребята с ОВЗ. Им элементарно не хватает практических умений в грамотном взаимодействии с учащимися с проблемами в развитии.
Одной из составляющих будущего специалиста учителя начальных классов в коррекционной школе является знание и умение применять современные образовательные технологии в обучении школьников с ОВЗ.
Следовательно, обучая будущих специалистов в области коррекционной педагогики, следует уделить особое внимание ознакомлению обучающихся с современными образовательными технологиями. Для этого педагогами активно используются интерактивные технологии, которые можно объединить в следующие группы:
- Интерактивные технологии кооперативного обучения.
- Интерактивные технологии коллективно-группового обучения.
- Интерактивные технологии ситуативного моделирования.
Отметим, что интерактивным называют обучение, осуществляемое в процессе взаимодействия учащегося с преподавателем, другими обучающимися и с учебным окружением, обязательно с опорой на собственный опыт, который и является источником познания.
В нашей практике часто используемыми технологиями кооперативного (коллективного) обучения являются:
«Ротацийные тройки» — суть организации деятельности: разработка различных заданий для совместного обсуждения нового материала или проблемной ситуации. После окончания обсуждения или решения проблемы происходит ротация участников. Данная технология дает возможность активно и основательно произвести анализ и обсудить новый материал более детально.
«Синтез мыслей» — метод работы, в ходе которого обучающиеся объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, интеллект-карту по теме. Когда обучающиеся одной группы заполнят часть карты, ее передают в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершении работы составляют общий рассказ о том, что внесли и почему, аргументируя свой ответ.
«Модель Фрейера» — обучающая структура, помогающая глубоко понять и осознать изучаемые понятия. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. Рассмотрим конкретный пример, в центре модели ключевое понятие «технологическая карта», задача обучающихся, обсудив в группах, заполнить поля с обязательными и необязательными характеристиками понятия, а также привести примеры и антипримеры.
Также в практике подготовки обучающихся специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании применяются технологии коллективно-группового обучения:
1. «Броуновское движение» — организация работы предполагает движение обучающихся в аудитории по выбранному ими маршруту с целью сбора информации по предложенной теме.
2. «Мозговой штурм» — участникам дается время для индивидуального размышления над проблемой, а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения. Обучающиеся — участники «мозгового штурма» должны выразить все возможные варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов, например, организация обсуждения по таким темам как: «Инклюзия. За или против», «Толерантное отношение к людям инвалидам».
3. «Анализ ситуации» (Case-study) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Активно используется на уроках коррекционной и специальной педагогики, психологии и различных методик.
Очень полезны для обучающихся технологии ситуативного моделирования, к ним относят симуляционные и имитационные игры, они позволяют имитировать педагогические ситуации, с которыми молодые специалисты могут столкнуться в школе. Данная технология позволяет предотвратить трудности и конфликты в системе взаимоотношений «учитель-родитель», «учитель-ученик», «учитель-администрация», а также помогает формировать у обучающихся реальный взгляд на взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Используя в работе интерактивные методы и приемы, нельзя обойтись без соответствующих средств. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчить процесс познания и осмысления полученной информации.
В рамках подготовки специалистов коррекционного образования применяются современные интерактивные средства обучения, которые дают возможность реализовать системно-деятельностный подход. При изучении теоретического материала и практической отработке полученных знаний могут быть использованы:
-интерактивная панель;
-интерактивный пол;
— интерактивный стол.
Интерактивная панель — в интерактивную панель встроены технологии сенсорного управления, поэтому такая панель не просто отображает то, что происходит на мониторе компьютера, а помогает модернизировать учебный процесс. Интерактивная панель даёт возможность:
— управлять процессом презентации — перелистывание слайдов;
— делать пометки и комментарии;
— корректировать материалы презентации, изменять текст в выводимых на экран документах непосредственно на дисплее;
— сохранять материалы занятия для дальнейшего использования и редактирования;
— подключать цифровой смартфон, видеокамеру, планшет и т.п.;
— захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать более детально процесс и добавлять к ним записи;
— изменять на интерактивной панели объект, его размер и местоположение, что помогает обучающимся выполнять многие задания.
Уроки, созданные с помощью применения интерактивной панели, можно использовать не один раз, что существенно сэкономит время на подготовку педагога к занятию.
Панель может быть использована на разных этапах урока.
Интерактивный пол — современная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.
Обучающиеся знакомятся с особенностями работы данного оборудования и осознают, что, используя интерактивный пол, можно проводить занятия по коррекции нарушений, связанных с низким уровнем концентрации внимания и памяти; задержек психического, речевого и моторного развития.
Упражнения с применением интерактивного пола могут быть направлены на развитие тактильной чувствительности и координации движений при ДЦП и моторных нарушениях. Знакомство с формой и размером на разных уровнях сложности, позволяет выстраивать образовательную деятельность для детей каждой возрастной группы, а также варьировать обучение при ЗПР и УО.
Интерактивный стол — наглядный пример инновационных средств обучения, который представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управляется прикосновением рук человека или других предметов. Это многопользовательский сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать учащихся с ОВЗ в образовательную деятельность. Интерактивный стол позволяет проводить интерактивные уроки и другие виды деятельности учащихся дистанционно — с помощью мобильного приложения, которое можно установить на смартфон или планшет. Интерактивные столы используются для проведения групповых и индивидуальных занятий, а также для самостоятельной работы.
Таким образом, применяя современные образовательные технологии, можно отметить, что обучающиеся учатся разрабатывать план совместных действий, находить и систематизировать источники информации, определять способы достижения целей, распределять роли, выдвигать и обсуждать идеи. Все студенты оказываются вовлеченными в познавательную деятельность.
Использование интерактивных средств побуждает к познавательной деятельности и формирует различные личностные качества, позволяет показать связь теории и практики, стимулирует их самостоятельность, а это значит — создает необходимое условие для формирования ключевых компетенций у обучающихся.
Источники
- Селевко, Герман Константинович. Энциклопедия образовательных технологий. — В 2-х т. Т. 1. – М.:: Народное образование, 2005
- Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии : Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 128 с.
- Цибульникова, Виктория Евгеньевна. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / В. Е. Цибульникова; ФГБОУ ВО «Моск. пед. гос. ун-т (МПГУ). – Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.