ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде

61
Автор: Кузнецов Николай Викторович, преподаватель высшей категории ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Спецраздел НГК

В настоящий момент дети с особыми образовательными потребностями интенсивно включаются в коллектив здоровых детей, и сегодня инклюзия является одним из ведущих векторов современного образования в России.

Инклюзивное образование не только предъявляет специфические требования к организации среды, которая соответствует потребностям и возможностям каждого ребенка, как с сохранным, так и с нарушенным развитием, но и обусловливает необходимость соответствующей подготовки будущих педагогов.

Формирование профессиональной готовности обучающихся к работе в инклюзивной среде является одним из необходимых факторов становления их как будущих профессионалов, что и делает проблему наиболее актуальной.

Профессиональная инклюзивная компетентность не формируется стихийно, необходима специально организованная образовательная деятельность.

Рассмотрение основных теоретических положений проблемы и собственный опыт исследования позволили нам разработать модель формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной среде, которая представлена 6 блоками.

Первый блок – Целевой, в котором представлены прогнозируемая цель и задачи. Цель – формирование профессиональной инклюзивной компетентности обучающихся на предметах профессионального цикла.

Задачи:

  1. Определить сущность и структуру профессиональной инклюзивной компетентности.
  2. Выявить комплекс взаимосвязанных условий, повышающих эффективность формирования  профессиональной компетентности, в том числе в области работы в инклюзивной образовательной среде обучающихся.
  3. Мотивировать обучающихся к профессиональной деятельности через разнообразные формы работы.
  4. Оценить эффективность готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Второй – Методологический блок включает в себя подходы, такие как системный, личностно-ориентированный, деятельностный. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде будет более эффективным, если на занятиях использовать педагогические технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Это технологии групповой деятельности, проблемного обучения, развития критического мышления, разнообразные методы цифрового обучения.

Третий блок – Содержательный, отражает предметное содержание процесса формирования профессиональной инклюзивной компетентности обучающихся на предметах профессионального цикла, программу «Профессиональная готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде».

Цель программы: познакомить обучающихся с особенностями жизни людей с ОВЗ; сформировать у будущих педагогов толерантное отношение к людям с ОВЗ.

Программа включает следующие практико-ориентированные занятия: «Инвалидность – одна из человеческих особенностей», «Учимся чувствовать друг – друга», «Возможности людей с инвалидностью», «Видеопросмотр и обсуждение мультфильмов», «Мы общаемся – мы все разные», «Чтение и обсуждение сказки или рассказа», «Культура общения с людьми с инвалидностью», Творческое задание «Детский сад будущего».

В рамках апробации программы использовались следующие формы работы с обучающимися: игровые упражнения, которые помогают формировать эффективное взаимодействие будущих педагогов с окружающим миром, развивать у них эмоционально-волевые, моральные качества («Выдержанный человек», «Солнышко милосердия», «Добрый лесник» и т.п.); сюжетно-ролевые игры, цель которых — практическое применение обучающимися приёмов толерантного взаимодействия; видеопросмотры (мультфильмы «Про Диму», «Подарок», «Последний лепесток», «Необычный младший братик» и др.); проигрывание и обсуждение ситуаций, которые направлены на практическое использование навыков нравственного поведения; чтение и обсуждение сказок и рассказов (В. Катаев «Цветик-семицветик», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», В. Гауф «Карлик Нос» и др.).

Четвертый блок – Организационно-деятельностный, связан с последовательной работой по формированию профессиональной готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде, эта деятельность обучающихся, направленная на формирование профессиональной готовности, и профессиональная деятельность педагога, формы и методы, с помощью и посредством которых достигается цель.

Все учебные занятия имели информативный и практико-ориентированный характер. Для подготовки будущих педагогов в образовательном процессе использовались такие формы работы, как круглый стол, семинар-практикум, разбор конкретных ситуаций, деловая игра, групповая дискуссия, игры-имитации, просмотр и обсуждение мультфильмов. Такие формы способствуют развитию инклюзивной культуры, предполагают включенность в образовательный процесс всех обучающихся.

На занятиях использовалось специально подобранное оборудование для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста и разных нозологий.

Так, в процессе работы с глухими и слабослышащими применялось оборудование, позволяющее демонстрировать действия, воспроизводить наглядные ситуации. Для работы с детьми с нарушениями зрения применялись материалы, учитывающие величину предмета и контрастность. В работе с детьми с задержкой психического развития применялись технологии для развития познавательной сферы с постепенным усложнением заданий. Для детей с нарушениями речи подбиралось оборудование на развитие мелкой моторики руки, альбомы с иллюстрациями, различные виды театров. Полученные знания обучающиеся демонстрировали на открытых мероприятиях перед педагогическим сообществом.

Пятый блок – Диагностический, включает диагностические критерии, показатели и диагностические методики.

Шестой блок – Результативный, отражает результат. Результаты мониторинга достижений обучающихся показывают положительную динамику внедрения комплекса взаимосвязанных педагогических условий в образовательный процесс (средний балл 4,6 за 3 года).

Эффективная реализация модели формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде возможна при соблюдении создаваемых в процессе профессиональной подготовки педагогических условий: 1) организация образовательной среды, поддерживающей профессиональную инклюзивную компетентность; 2) обогащение содержания дисциплины за счёт использования личностно-ориентированных методик; 3) практическая отработка полученных знаний и умений на практике.

К образовательной среде, поддерживающей профессиональную инклюзивную компетентность, относят техническое и методическое оснащение лаборатории – Инклюзия в образовании. В зависимости от образовательной ситуации пространство лаборатории трансформируется.

С целью формирования толерантного поведения по отношению к детям с особыми образовательными потребностями для обучающихся первых курсов проводились экскурсии в лабораторию, где они знакомились с работой и содержанием лаборатории.

Для отработки профессиональной инклюзивной компетенции обучающихся возможности лаборатории использовались во время проведения занятий.

Наработан учебно-методический комплекс, поддерживающий процесс формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов. Таким образом, данная программа позволяет формировать профессиональную готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Список используемых источников

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.: Пост. Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751
  2. ФГОС ДО: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г., №1155.
  3. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации: метод. пособие/ под ред. В.Д. Парубиной. – Казань: ИД «МеДДоК», 2018. – 160.
Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18