ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Технология раннего обучения иностранному языку в практической подготовке студентов педагогического колледжа

57
Автор: Юлия Константиновна Пришельцева, преподаватель немецкого языка ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации

«Технологии никогда не заменят учителя. Но учитель, эффективно применяющий технологии для развития своих учеников, заменит того, кто ими не владеет»

(Шерил Нуссбаум-Бич)

В современном мире без знания иностранных языков (ИЯ) не обойтись, тем более что федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрено изучение первого иностранного языка со второго класса, а второго – с пятого.

Раннее изучение ИЯ (в дошкольном возрасте), однако, не предполагает стандартизированного подхода и является лишь ознакомительным курсом, предполагающим знакомство с языком и культурой изучаемого языка, снятие психологического барьера.

Если ставить себе целью овладение как минимум двумя современными иностранными языками, то первый ИЯ необходимо рассматривать иначе – а именно с точки зрения его роли для изучения других ИЯ. Это особенно касается изучения первого ИЯ на элементарном, дошкольном или начальном уровнях, так как он должен «открыть дверь» для изучения остальных ИЯ.

У многих родителей возникает желание дать своим детям языковое образование как можно раньше, однако детские сады сталкиваются с отсутствием программ и малочисленностью учебных материалов для детей раннего возраста. Решению данной проблемы могут помочь Нюрнбергские рекомендации по раннему изучению иностранных языков [1], которые были разработаны в сотрудничестве с многочисленными экспертами из 22 стран мира с целью способствования созданию по возможности единой куррикулярной основы (учебных программ) для раннего изучения ИЯ. В Нюрнбергских рекомендациях дается анализ учебной среды ребенка, описывается актуальная ситуация и перспективы раннего изучения ИЯ, даются рекомендации участникам языковой политики.

Согласно Рекомендациям, концепция преподавания должна соответствовать предпосылкам, возможностям и потребностям каждого отдельного ребенка, при обучении ИЯ необходимо учитывать знания детей об окружающем их мире, путем обсуждения с ними важных для них тем расширять также их компетенции во внеязыковой среде.

Развивающая программа для маленьких детей «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом» основана на новейших исследованиях в области раннего изучения иностранных языков, в том числе на Нюрнбергских рекомендациях по изучению ИЯ в раннем возрасте. Она состоит из 30 занятий, каждое из которых длится 30 минут. Темы занятий близки ребенку, например: «Меня зовут…», «Мой дом», «Мне нравится…», «Мои друзья», «Мои игрушки», «Моя одежда», «Раз, два, три – мы считаем», «Цвета», «Виды спорта», «Времена года, погода, праздники». Маленький Зайчишка Ханс – надеваемая на руку кукла – приходит в детский сад, то есть появляется в привычной для детей обстановке, и играет с ними. Так он становится малышам другом и начинает ассоциироваться в их сознании с немецким языком.

Развивающая программа «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом» учитывает естественные потребности ребенка, заинтересовывает его и прививает интерес к иностранным языкам. При этом особенно важную роль играет разнообразие видов деятельности на занятии. Дети открывают для себя язык в форме песен, рассказов, рифмовок, рисунков, поделок и игр.

Занятия немецким языком как иностранным в раннем возрасте приводят к развитию у ребенка свойственных детям языковых способностей. Акцент делается на понимание языка на слух и реагирование на сказанное. В возрасте 4–6 лет абсолютно достаточно, если дети после слов Зайчишки разрисуют картинку нужным цветом или сделают нужное движение в танце. Малышей нельзя принуждать говорить или повторять за воспитателем.

В конце обучения дети смогут:

• произносить отдельные слова и строить простые предложения в тех тематических областях, которые им близки;

• реагировать на знакомые высказывания языком жестов, сигнализируя Зайчишке, что ребенок его понял;

• петь некоторые песни и повторять рифмовки;

• показывать сценку с группой.

В Лебедянском педагогическом колледже уже 5 лет в вариативную часть программы по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей входит МДК.02.07 «Теория и методика раннего обучения иностранному языку с практикумом». Объем курса – 80 часов, из них 40 часов предусмотрено на теоретическое обучение, 40 часов – на практическое. В модуль также входит учебная практика в объеме 36 часов. Практическая подготовка в области раннего обучения ИЯ основана на развивающей программе «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом».

Мотивы включения в учебный план данного вариативного курса – возможность работы выпускников по дополнительным общеобразовательным программам раннего обучения ИЯ и использования методов и приемов раннего обучения ИЯ в других видах практик.

Основной метод обучения студентов в данном курсе – иммерсивное обучение – наиболее эффективный метод, способствующий как развитию навыков и способностей студентов, так и повышению мотивации.

Иммерсивное обучение – это метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой студенты могут полностью погрузиться в процесс обучения. Он не только устраняет отвлекающие факторы, но и убивает монотонность в процессе обучения и развития, обеспечивая стимулирующие визуализации. Иммерсивное обучение позволяет повысить вовлеченность студентов и, следовательно, сделать обучение более продуктивным и ценным.

Методы и приемы, используемые в раннем обучении ИЯ:

Использование элементов театральной педагогики: Главный герой занятий, кукла Зайчишка Ханс, играет с детьми и сопровождает их на пути в мир немецкого языка. Кукла разговаривает только на иностранном языке и не понимает русский язык, у неё есть закрепленное за ней место в комнате, из которого она «появляется» (коробка, ящик, шкаф и т.д.) во время занятий.

Наглядность: Картинки, плакаты и раскраски являются важнейшими элементами методики. На них изображены ситуации, которые служат опорой при рассказе историй.

Ориентированность на практическое действие: Речевая деятельность всегда сочетается с другими видами деятельности. Рассказы и рифмовки, песенки и танцы, игры и поделки сменяют друг друга в процессе урока.

Работа по методу «Total Physical Response»: как и при освоении родного языка, способность воспринимать на слух, а также радость от знакомства с новым языком выходят на первый план.

В традиционной методике обучения иностранным языкам основная масса информации зачастую преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя, которые изредка могут сопровождаться иллюстрациями или надписями на доске. В противоположность этому, метод полного физического реагирования, по-английски TPR (Total Physical Response), является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Метод полного физического реагирования для обучения иностранным языкам был предложен и описан американским психологом Джеймсом Ашером в 70х годах. В основу его была положена теория о работе левого и правого полушарий головного мозга.

У всех маленьких детей больше развито образное мышление, а соответственно — правое полушарие. Но со временем, когда начинает активно формироваться абстрактно-логическое мышление, усиливается роль левого полушария.

Особенно разница в работе полушарий становится заметна во время обучения. Ведь в традиционной методике информация в основном подается в виде знаков (в том числе и речи), когда ученик слушает объяснения педагога, читает текст или выполняет серию упражнений. При этом правое полушарие, которое специализируется на образах, остается практически без действия.

По мнению Ашера, при обучении иностранному языку обязательно нужно включать в работу правое полушарие, используя на занятии физическую активность и разнообразный наглядный материал. При этом следует избегать стрессов и негативных эмоций, поскольку они будут способствовать возникновению негативных образов и ассоциаций, связанных с иностранным языком.

При этом новая информация будет попадать не только в левое полушарие посредством восприятия речи, но и в правое полушарие в виде образов, подкрепленных положительными эмоциями.

Именно наблюдая за тем, как дети начинают понимать, а затем и разговаривать на родном языке, психолог Ашер и решил создать подобный метод для изучения иностранного языка. Ведь сначала маленькие дети активно вслушиваются в речь взрослого, трогают руками различные предметы, повторяя их названия, реагируют на простые указания родителей и только после этого этапа пытаются начать говорить самостоятельно.

TPR по Ашеру представляется чаще всего как последовательность 5 шагов, которые не обязательно должны быть сделаны во время одного занятия, их можно разделить на несколько занятий.

5 фаз метода полностью физического реагирования:

1. Воспитатель/Учитель дает речевую установку и выполняет ее. Дети слушают и смотрят. Выражения повторяются столько раз, пока всем не будет понятно.

2. Воспитатель/Учитель дает речевую установку и выполняет ее. Дети выполняют вместе с ним.

3. Воспитатель/Учитель дает речевую установку и больше не выполняет ее. Теперь все выполняется исключительно детьми.

4. Воспитатель/Учитель дает речевую установку, и дети повторяют ее хором, одновременно выполняя движения.

5. Один ребенок берет на себя роль воспитателя.

Современные дети родились в век «цифрового бума», и поэтому аналоговые средства обучения не всегда вызывают у них интерес. Поэтому студенты разрабатывают интерактивные игры в онлайн-сервисе LearningApps, чтобы привить интерес ребенка к обучению.

Включение в технологию раннего обучения ИЯ в практическую подготовку студентов педагогического колледжа формирует педагогический дизайн нового поколения.

Источники информации:

  1. https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/unt/kum/dfk/nue/ram/ziele.html
  2. https://www.goethe.de/de/spr/unt/kum/dki/kuv.html
  3. https://www.goethe.de/de/spr/unt/kum/fru/kin.html
Технология раннего обучения иностранному языку в практической подготовке студентов педагогического колледжа

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18