ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Особенности обучения иностранному языку современных студентов специальности 49.02.01 Физическая культура

22
Автор: Шлаитова Светлана Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
Категория: В ногу со временем

Джон Пибоди, американский филантроп, в начале прошлого века сказал: «Образование — это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». Глядя на поколение современных студентов, кажется, что это не про них. В ходе преподавания иностранного языка у студентов специальности «Физическая культура», как и у большинства преподавателей, работающих с ними, в очередной раз возникает вопрос – чему и как учить детей, которые с каждым годом все более и более отличаются от тех студентов, с которыми мы начинали работать 15-20 лет назад и от нас самих. Вроде бы, они приходят в колледж с неплохими средними баллами аттестатов, среди них немало тех, кто с осознанным желанием и мотивацией приступает к учебе, но, в то же время, выполнение заданий, которые когда-то студенты щелкали, как орешки, вызывает у них затруднения, а зачастую даже простые вопросы ставят в тупик. Кроме того, как показал опрос педагогов колледжа, обучающиеся проявляют явное нежелание искать информацию, работать в группах и парах, не любят вести записи, не могут сосредоточиться на поставленной задаче, и т.п. Самое главное – у них нет понимания важности образования в целом и в получения профессионального образования в частности, что является следствием отсутствия представления своей дальнейшей жизни, судьбы.

Проблема скрыта в конфликте поколений. Именно теория поколений сейчас рассматривается на всех курсах повышения квалификации. Теория поколений, представленная американскими учеными Нилом Хоувом (Niel Howe) и Вильямом Штраусом (William Strauss) в 1991 году в книге «Поколения» (Generations), — это описание временных циклов в истории и связанных с ними характерных особенностей, также взглядов людей, родившихся в определенные хронологические отрезки, начиная с 16 века. В России существует свой проект «Теория поколений в России – Rugenerations», который курирует Евгения Шамис. Ее отличие от американской — в привязке перехода поколений к событиям в экономической, политической и технологической сферах нашей страны. [ 2 ]

Современные студенты СПО – это типичные представители поколения Z. Это поколение рожденных с 2000 по 2015 год. Синонимы поколения Z – зумеры, цифровые аборигены, сетевики, цифровое поколение. Авторы теории называют его поколением домоседов.

Чем они отличаются от других поколений? Это люди, не знавшие мира без компьютеров и телефонов, и обучение без гаджетов для них – проблема №1. Они имеют новый вид зависимости – цифровую, которая влечет за собой все факторы аддиктивного поведения, поэтому повышенная стрессовость при отсутствии гаджетов в ходе обучения схожа ломке наркомана — это проблема №2. Они общаются в виртуальном пространстве, это их норма жизни. Авторитетов вне сети практически нет или их очень мало. Учитель – не авторитет, сеть знает больше и лучше. Это проблема №3. Они воспринимают и усваивают очень малый объем информации, зачастую самой яркой, влияющей на эмоции. Слушать, читать или смотреть на уроке сосредоточенно они могут только маленькие отрывки, фразы, фрагменты – это проблема №4. Они прагматичны во всем. Им сложно доказать необходимость получения какой-то информации, пока не увидят личной выгоды, материальной или нематериальной. Поэтому выборочно слушают, выборочно выполняют – и это проблема №5. И это не их проблемы, как вы понимаете, а наши. Проблему эту решать нам с вами. И для этого нужно знать причины этих проблем.

Перед нами поколение, которое пришло в колледж с устойчивым сформированным так называемым клиповым мышлением. Понятие клиповой культуры введено американским философом, футурологом Элвином Тоффлером (Alvin Toffler) еще в конце ХХ века для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации. Он поясняет, что клиповая культура – «принципиально новое явление, засматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума», когда наиболее восприимчивым средством получения информации является подача множественных вспышек, отрывков информации – клипов [1]. Людям, которые являются носителями клиповой культуры, свойственно соответствующее фрагментарное мышление, которое получило в русской философии название клипового мышления. Автор термина – Федор Иванович Гиренок. Он поясняет: «Слово сlipping обозначает всего лишь подборку газетных вырезок на определённую тему. Клип прост, как натюрморт. Это лоскут, часть, не отсылающая к целому. И одновременно клип, требует грёз, фантазий, которыми заполняется место отсутствующего целого». [4] Надо понимать, что именно в этом основа деятельности нашего поколения студентов.

Признаки клипового мышления, которые легко прослеживаются в ходе обучения: отсутствие понимания длительности действия и получение быстрого результата; отсутствие понимания преемственности событий, причинно-следственных связей; отсутствие понимания нематериальных ценностей, т.к. их нельзя увидеть, а значит, они сомнительны; отсутствие понимания действительности без яркого факта или образа. Этот ряд, несомненно, можно продолжить. [5]

Следствия сформированности клипового сознания и мышления таковы: неспособность студентов системно воспринимать информацию; неспособность сосредоточиться на одном вопросе или деле более 15 минут; желание постоянно переключаться на другие виды деятельности; действие принципа «не хочу, поэтому не буду»; постоянная потребность в ярких образах, смене видов деятельности, даже совмещение нескольких видов деятельности; способность к решению мультизадач – несколько действий выполнять одновременно. Отсюда можно сделать вывод, что именно эти минусы и нужно корректировать по причине их влияния на дальнейшее обучение и мышление. То есть ответ на вопрос «Чему учить?» достаточно прост – учить читать, мыслить, выстраивать системные отношения, связи, формировать усидчивость и сосредоточенность, умение доводить начатое до конца, не переключаясь на разные вопросы. Основа всему – чтение. Еще в 16 веке Френсис Бэкон сказал: «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Трудно с этим не согласиться.

Остается вопрос: как же использовать клиповость в своих педагогических целях? Как учить детей, учитывая их принадлежность к поколению Z и их будущую профессию? Как правило, новая реальность предлагает нам два выхода из создавшейся проблемной ситуации: первое – заставить подчиниться своим правилам, правилам своего поколения, а значит, убедить, замотивировать, заманить поощрениями и т.п., т.е. сделать все, чтобы они вернулись в нашу реальность; и второе – измениться самим, подчиниться правилам нового общества, нового поколения, научить быть другими, отойти от собственных постулатов. Каждое направление педагогической работы имеет место быть. В настоящее время существуют абсолютно полярные точки зрения, и их немало. Но факты говорят о том, что первый способ не дает высоких результатов, т.к. регрессия никогда не приводит ни к чему хорошему. Мы получаем только усугубление конфликта поколений, и, следовательно, получаем еще больше проблем. Психологи и педагоги сходятся в одном: нельзя заставлять поколение Z подчиняться правилам, установленным нашим поколением Х и Y. Нужно обернуть все особенности клипового мышления в свою сторону, хотя это требует собственной ломки, больших затрат времени на подготовку заданий и планирования урока и т.д. Это именно тот случай, когда действует рекомендация польского философа Станислава Ежи Леца: «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней».

Практические рекомендации по адаптации к работе с представителями поколения Z можно сформулировать следующим образом:

1) активно и мотивированно использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения. Это можно делать путем разработки заданий разного уровня по принципу приема «Jigsaw», свойственному технологии сотрудничества: сильные студенты работают над переводом текста, выписывая новые слова, средние студенты готовятся к выполнению задания на True/False, слабые студенты готовятся к ответам на закрытые вопросы к тексту. Затем проверка осуществляется вместе.

2) Снизить уровень теории и увеличить долю практики, а вместе с ней – занятости и активности студента. Теория по английскому языку – это, как правило, грамматические правила или правила использования лексики в сочетаниях. Данные аспекты изучаются циклично и последовательно с 1 по 4 курс с постепенным углублением материала. Причем, грамматические правила всегда фиксируются в тетради в форме схем, опор, таблиц, легких для понимания и использования. А далее грамматика активно отрабатывается в репродуктивных и трансформационных упражнениях. Используются настольные игры, кроссворды, составление кроссвордов.

3) Уплотнить урок за счет частой смены деятельности. Оптимально для педагога – 3 вида за 45 минут, идеально для студентов – 6-7 видов за счет постановки и решения микрозадач. Объем заданий снижается до 7 пунктов, в слабых группах до 5, например, 5 предложений, 5 пунктов для постановки, 5 абзацев и т.п. Количество микрозадач в таком случае увеличивается, а успешное решение каждой из них создает ситуацию успеха, следовательно, повышает мотивацию у студентов.

4) Визуализировать процесс обучения всеми доступными средствами. Мы чаще используем доску и мел, это работает в режиме «здесь и сейчас», можно своевременно привлечь внимание, повторить, перечитать и т.п. Для многих категорий вводим сигналы, символы или знаки, фиксируем их в тетради на полях, чтобы в любое время вспомнить, уточнить. На 3-4 курсах в качестве визуализации процесса обучения просматриваем видеоролики. Это интервью со спортсменами, записи матчей, фрагменты уроков и занятий и т.п. К сожалению, в настоящее время ресурсы несколько ограничены, т.к. большинство сайтов англоговорящих стран ограничили доступ для российских пользователей. Но выход найти можно.

5) Использовать гаджеты и цифровые ресурсы, в том числе социальные сети, для организации обучения. С августа 2022 года рекомендовано ограничить использование телефонов на уроках, но в нашем случае это не очень хорошо. Причины: в телефоне есть возможность общаться в социальной сети Вконтакте, где созданы учебные беседы. Туда размещаем материал для тех, кто отсутствует, но заинтересован учиться и не отставать от других. Там же даются ссылки на внешние цифровые образовательные ресурсы, где можно пройти тестирование, выполнить задание, пройти квест. Там же можно разместить комментарии к домашнему заданию, ссылки на ресурсы для размещения работ и т.п. Также есть возможность использовать онлайн-словарь для английских неологизмов, отсутствующих в печатных словарях.

6) Использовать похвалу и поощрение разными доступными способами – оценками, словами, лайками, эмотиконами и т.д. Это зависит от формы работы.

7) Учитывать правило 8 секунд для наиболее важной информации: это то время, которое доступно нашему студенту для понимания одного факта. Все, что больше – уходит в никуда. То есть, формулировка задания рассчитывается на это время. Комментарий или правило по грамматике – также на это время. Постепенно из таких кратких фраз формируется общее представление об изучаемом явлении.

8) Постоянно поддерживать обратную связь и способность к конструктивному диалогу, в том числе, через соцсети. Закрытость преподавателя, дистанцирование от студентов являются неприемлемым фактором для формирования позитивной обучающей среды в группе. Студенты чувствуют свою слабую и незащищенную позицию по отношению к их иноязычной компетенции и ждут поддержки и помощи со стороны педагога.

9) Постоянно опираться на жизненные ситуации, особенно с учетом их будущей профессии. Необходимо так подбирать материал для формирования и развития умений и навыков, чтобы он был современным, интересным, актуальным, профессионально ориентированным. Тогда студенты будут понимать, где же, наконец, им пригодятся иностранные слова, фразы и т.п.

Выше перечислены все классические дидактические принципы обучения, представленные Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами, только в современном преломлении: принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип постепенности и последовательности; принцип связи с жизнью, с природой и ребенка и с родным языком; принцип индивидуализации и дифференциации и т.д. Не пора ли нам, педагогам, вспомнить об этом, вспомнить о системе российского образования, которая является полным антиподом современной, навязанной нам вступлением в Болонский процесс? Основная задача преподавателя – не опуститься до уровня клипового мышления самим, не упустить системного подхода восприятия, который в настоящее время является недостижимой целью для многих студентов. Если все делать правильно, то преподаватель становится для студента связующим звеном между вымышленным виртуально-цифровым миром и миром реальным, существующим здесь и сейчас, без которого нет будущего.

В завершение хотелось бы процитировать слова из выступления президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в 2021 году: «В современном хрупком мире значительно возрастает важность твердой опоры, моральной, этической, ценностной. По сути, ценности — это продукт культурно-исторического развития каждой нации, и продукт уникальный. … Наше будущее ни в коем случае больше не будет истреблением нашего прошлого. Это и есть восстановленный очень дорогой ценой разумный консерватизм русской цивилизации. Консерватизм здорового человека» [3]. И он должен начаться именно с учителя, преподавателя, с педагога, который твердо придерживается принципа умеренного консерватизма в образовании и будет способен помочь современному студенту за блеском и мишурой поколения Z с его клиповым, беспорядочным мышлением, увидеть величие своей страны и понять смысл и цель своего существования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Википедия : свободная энциклопедия / Клиповая культура [раздел сайта] — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Клиповая_культура
  2. Википедия : свободная энциклопедия / Теория поколений [раздел сайта] — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений
  3. РИА новости : официальный сайт / Здоровый консерватизм: Зачем Путин похоронил эпоху [страница сайта] – Режим доступа : https://ria.ru/20211022/putin-1755717845.html
  4. Федор Гиренок : официальный сайт [сайт] – Режим доступа : http://fedor-girenok.ru/klipovoe-myshlenie/
  5. Фоксфорд : Экстернат и домашняя школа [сайт] — Режим доступа : https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osnovy-teorii-pokolenij-xyz#2
Особенности обучения иностранному языку современных студентов специальности 49.02.01 Физическая культура

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18