Категория: Организация практики
Об организации производственной практики студентов педагогического колледжа
Проблема формирования соответствующих профессиональных компетенций у студентов педагогических колледжей является одной из ключевых проблем подготовки специалиста нового типа.
В соответствии с ФГОС СПО профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций.
В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов при освоении обучающимися профессиональных модулей практика является важным и необходимым звеном. Более того, профессиональный стандарт педагога объединяет перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Поэтому в своей статье мы опираемся не только на требования ФГОС, но и на Профессиональный стандарт, объединяющий различные трудовые функции, в рамках которых рассматриваются трудовые действия, связанные с оказанием квалифицированной адресной помощи обучающимся, а также разработку и реализацию программ индивидуального развития ребенка с учетом психофизиологических особенностей.
В Белгородском педагогическом колледже имеется, на наш взгляд, целесообразный опыт организации производственной практики студентов, которым хотелось бы поделиться.
Группой преподавателей нашего колледжа была разработана рабочая программа производственной практики, в которой были определены:
- Цели производственной практики.
- Место производственной практики в структуре ОПОП.
- Формы проведения производственной практики.
- Место и время проведения производственной практики.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
- Структура и содержание производственной практики.
- Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.
- Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).
- Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной/производственной практики.
- Материально-техническое обеспечение производственной практики.
Производственная практика «Методическая работа учителя начальных классов» требует создания следующих условий:
- производственная практика проводится на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Белгорода на основе договоров между МБОУ СОШ и ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»;
- практика проводится рассредоточенно, путем чередования с теоретическими занятиями по дням недели;
Производственная практика предусматривает следующие формы организации работы студентов:
- анализ организации методической службы в школе;
- изучение и анализ методического фонда школы, класса;
- наблюдение и анализ уроков в контексте современных педагогических технологий, подходов, программ, индивидуального стиля педагогической деятельности;
- создание предметно-развивающей среды;
- анализ актуального педагогического опыта учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
- диагностическое исследование уровня развития личности, коллектива, трудностей обучения;
- разработка и защита проектов с младшими школьниками;
- изучение портфолио педагогических достижений учителей и оформление собственного портфолио.
При организации данной практики для студентов подготовлены методические рекомендации и дневник по производственной практике.
В методических рекомендациях определены виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов, а также формы текущего контроля в соответствии с видами работы; прописаны формы отчётности по итогам производственной практики: составление портфолио собственных достижений, публичная его защита на конференции с предоставлением фоторепортажа, презентаций и пр.
Студенты, обучающиеся по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», получают профессиональную подготовку к проведению коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии, подготовку для работы в коррекционных классах (классы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения), функционирующих в структуре массовой общеобразовательной школы.
В системе стандартов третьего поколения СПО в рамках профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» предусмотрена производственная практика «Индивидуальная коррекционная работа», во время которой они приобретают первичные навыки оказания индивидуальной коррекционной помощи. Производственная практика позволяет студентам более осознанно относиться к теоретическому материалу, видеть его важность, необходимость изучения и практического применения.
Основной целью практики является овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику психофизических нарушений, планировать и проводить коррекционно-развивающую работу в условиях общеобразовательной школы.
Ведение дневников по практике способствует осознанию студентами своей учебно-практической деятельности, основным условием формирования которой выступает развитие педагогического самопознания, личного и профессионального становления.
Таким образом, отвечая задачам, сформулированным в Федеральной программе развития российского образования, коллектив преподавателей Белгородского педагогического колледжа готовит специалистов, умеющих работать с процессами образования и развития, владеющих способами оформления собственных оригинальных методик и технологий, умеющих рефлексировать собственную педагогическую деятельность, умеющих работать с участниками образовательного процесса.
Представленные виды практик вооружают студентов не просто суммой знаний, но и умениями по их использованию в разнообразных условиях практической деятельности, а также опытом профессиональной деятельности, умением творить, знать, где взять и как использовать ту или иную информацию, что позволяет формировать определенные профессиональные и общие компетенции, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом СПО.