ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Наставничество как форма педагогического взаимодействия

58
Автор: Айдова Елена Михайловна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Спецраздел НГК

Наставничество – это отношения, в  которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному освоить определенные компетенции.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь студенту понять суть и значимость его будущей профессии.

Целью любой образовательной организации является создание благоприятных условий для становления  конкурентоспособного, востребованного на рынке труда специалиста. Одной из задач, стоящих перед преподавателями колледжа является развитие наставничества,  как модели взаимодействия педагог – студент. Данная форма наставничества  в образовании является одной из центральных, так как способствует формированию внутренней мотивации студентов, которая потом переходит в профессиональную потребность  в саморазвитии и самообразовании.

Один из основополагающих моментов в наставничестве — это обоюдная готовность наставника и наставляемого к совместной работе.  Наиболее результативным является прямое, индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с наставляемым, двустороннее общение в различной обстановке.

Суть наставничества в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому поколению, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Наставничество  —  это   адаптация, поддержка, обучение, развитие, сопровождение.

Наставничество – это взаимообучающий  процесс, в результате которого наставник  развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, а наставляемый получает необходимые знания, развивает  определенные  навыки и умения, учится строить свою собственную профессиональную карьеру, выстраивает конструктивные отношения с наставником.

Для получения наиболее эффективного результата от наставнической деятельности наставнику необходимо обладать определенными личностными качествами, такими как:

 1.Коммуникативные способности – умение говорить простым языком о сложных вещах, быть открытым и искренним в общении, уметь слушать и слышать наставляемого

2. Толерантность – терпимость к мнению, взглядам и поведению, отличным от собственного;

3. Эмпатия  — эмоциональная отзывчивость на переживания других, способность к сочувствию;

4. Рефлексия —  способность к осмыслению собственной деятельности, слов и эмоций с целью саморегуляции;

5. Эмоциональная устойчивость – способность психики сохранять функциональную активность в условиях воздействия стрессоров.

  Форма наставничества  педагог – студент предполагает взаимодействие педагогических работников  и обучающихся одной профессиональной образовательной организации. Цель реализации наставничества педагог – студент – это создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития, выявления и совершенствования способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества обучающихся.

В своей профессиональной педагогической деятельности   преподавателя спецдсциплин я  применяю   различные формы и методы наставничества, такие как  интерактивные, проблемные,  проектные. Провожу как групповые, так и индивидуальные занятия с наставляемыми.

 Из интерактивных методов и форм я использую:

— технологию сотрудничества —   учимся вместе,  а не просто помогаем друг другу осознавать свои успехи и успехи своих товарищей.,. Например, при проведении внеклассного открытого мероприятия по теме: «Таргетинг как средство определения целевой аудитории фирмы», мы все вместе учились определять целевую аудиторию на разные виды товаров по определенным признакам сегментации.

— обучение в команде – каждая микрогруппа ставит групповую цель, для достижения которой необходимо постоянное взаимодействие всех членов команды при работе над темой проекта, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел определенными знаниями, умениями, навыками. Данный метод  я применяю при подготовке к конкурсу проектов  рекламных кампаний с целью  углубления знаний по данной теме и развития навыков по определению  рекламных средств, необходимых для продвижения товаров на рынке.

—  кейс-метод — метод анализа и решения  ситуаций, когда студенты и педагог участвуют в непосредственном обсуждении проблемных ситуаций и задач, взятых из реальной практики.  Данный метод применяется при прохождении  студентами производственной практики в конкретных торговых предприятиях, выполнении индивидуальных заданий и  подготовке отчета по практике.

            Кроме групповых форм наставничества, большое значение имеет индивидуальное наставничество, которое реализуется при проведении индивидуальных консультаций по написанию курсовых работ, выпускных квалификационных работ, при подготовке к чемпионатам по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Абилимпикс, при подготовке к участию в Международных конференциях Нирс.

Начиная со второго курса студенты начинают участвовать в конкурсах профессионального мастерства Абилимпикс, олимпиадах профессиональной направленности, в конкурсах научно-исследовательских работ студентов разных уровней.  При подготовке студентов к этим мероприятиям  особая роль отводится наставнику для формирования у студента положительной мотивации, стремления к реализации внутреннего потенциала, повышения уровня профессиональной компетентности.

Выбирая способ взаимодействия с обучающимися, необходимо правильно выбрать мотивацию для дальнейшего сотрудничества как педагогу, так и студенту. Студент должен быть заинтересован в сотрудничестве с педагогом как с более опытным специалистом и стремиться к саморазвитию и самообразованию. И педагог, и студент должны быть заинтересованы в успешном взаимодействии.

Результатом положительного взаимодействия педагога-наставника и студента являются призовые места и победители  среди наставляемых в различных конкурсах, олимпиадах, международных конференциях, высокие результаты на защите ВКР – 80-90 %  работ на 5.

 —Диплом  1 место в 6 Региональном  чемпионате по профессиональному мастерству Абилимпикс  в компетенции Торговля. 

— Диплом 2 степени 8 Международный конкурс НИРС «Экономическое развитие страны». — Диплом 3 степени 7 Международная конференция НИРС «Актуальные проблемы экономики и управления в 21 веке».

Наставничество как форма педагогического взаимодействия

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18