Категория: Наставничество
Наставничество как задача кафедры образовательной организации
В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов профессорско-преподавательский состав педагогических вузов ориентирован на поиск путей воспитания не абстрактного, а конкретного студента – будущего педагога в конкретных человеческих сообществах в каждодневных (повседневных) формах существования. Высокий профессионализм будущих специалистов базируется только на крепкой нравственной основе – гражданственности, патриотизме, высокой культуре личности.
В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов профессорско-преподавательский состав педагогических вузов ориентирован на поиск путей воспитания не абстрактного, а конкретного студента – будущего педагога в конкретных человеческих сообществах в каждодневных (повседневных) формах существования. Высокий профессионализм будущих специалистов базируется только на крепкой нравственной основе – гражданственности, патриотизме, высокой культуре личности.
Особая роль в этом процессе принадлежит кафедре как структурному подразделению образовательной организации. При этом внимание коллектива кафедры направлено на поиск наиболее эффективных методов воспитания студенчества, пробуждения их активности, формирования стойкой гражданской позиции [Хилкова Н.Л.].
Ведем разговор именно о студентах, поскольку «взращивание» будущих преподавателей начинается еще в институте. Планомерная работа педагогов вуза не только способствует формированию будущего учителя, но и может говорить о более широком поле деятельности – подготовке преподавателя профессиональной школы. Безусловно, это первые шаги, но они самые важные, поскольку закладываются мировоззренческие основы преподавателя профессиональной школы, осуществляются первые педагогические пробы.
Преподаватели, наблюдая за работой студентов в аудитории, оценивая их письменные задания, достаточно быстро понимают, кого из студентов можно пригласить для участия в научных и воспитательных событиях кафедры. Причем это происходит уже на первом курсе. Увидев студента на сцене, услышав его защиту проекта, преподаватель видит, что у обучающегося есть потенциал, необходимый для роста в качестве лидера. Начинается кропотливая работа с будущими педагогами, поиск темы, которая позволит будущему специалисту ярче раскрыть свой потенциал. Так шаг за шагом идет формирование команды единомышленников. Именно единомышленников, поскольку разделять идеи, подходы, зачастую, понимать друг друга с полуслова могут только единомышленники. От маленького события к большому, от роли пассивного участника к лидеру, от наблюдателя к инициатору проведения мероприятия, от участника до разработчика проекта – путь нашего студента к профессионалу. Постепенно при кафедре складывается своеобразный клуб по интересам. Это не обязательно научный студенческий кружок или проблемная группа. Впоследствии многие студенты уходят в общеобразовательную школу, но остаются те, кто уже на студенческой скамье выбирает для себя работу в вузе, работу со студенческой молодежью. Таким образом, наставнические взаимоотношения закладываются еще в студенческие годы будущего преподавателя.
На кафедре педагогики и методики преподавания иностранных языков Горловского института иностранных языков имеется многолетний опыт наставнической деятельности. Способствует развитию такой деятельности работа со студенческим педагогическим отрядом «Штурманы детства», добровольческим движением «Студенческое сердце» и со студенческими кураторами. К 3-4 курсу на кафедре уже сформирован кадровый резерв для подобной работы, выявлены лидеры, с которыми необходима индивидуальная работа. Далее преподаватели помогают этим студентам двигаться по индивидуальному маршруту, включая в него образовательные обучающие мероприятия – семинары, форумы, тренинги, практикоориентированные события – ведение кружков (Школа юного вожатого/волонтера/эколога), организацию площадок для школьников и студентов и, конечно, площадки для встреч единомышленников для обмена опытом.
Результатом такой работы стал приход на кафедру выпускников Горловского института иностранных языков, которые продолжили работу, начатую еще в студенческие годы. И появилась Школа вожатского мастерства при СПО «Штурманы детства», в отряде серьезное внимание обращают на формирование корпоративной культуры, развитие вожатских навыков, брендинга отряда. «Часть команды – часть корабля!» – девиз штурманов в жизни и работе. Также выпускники института, ставшие преподавателями вуза, продолжили свою волонтерскую работу – появились проекты «Поучительные чтения», «Рюкзачок поддержки», «Я люблю свою семью», перезагружен проект «Помним о стариках». Благодаря нашим выпускникам ширится в студенческой среде интерес к проектной деятельности, волонтерству, развитию лидерских качеств, участию в организации форумов и конференций.
Обобщая сказанное выше, смеем утверждать, что наставническая работа – одно из важных направлений деятельности кафедры. Как правило, наставниками являются именно те преподаватели, которые занимались с новичком в профессии в его студенческие годы. Но обязательным является наставническая деятельность преподавателя, чьи проработки ведет ассистент. Таким образом, молодой преподаватель плавно начинает свою преподавательскую жизнь и адаптационный период проходит менее болезненно, поскольку рядом с ним уже даже не столько преподаватель высшей школы, сколько старший товарищ, единомышленник, с которым съеден пуд соли. А второй наставник, если в этом есть производственная необходимость, помогает разобраться в тонкостях предмета. Начинающие преподаватели сразу становятся частью большой дружной кафедральной семьи. А впереди – обучение в аспирантуре и новые совместные проекты.
Современный педагог должен быть человеком большого сердца, незаурядных умственных способностей, поскольку привлечь и удержать внимание аудитории с каждым годов все сложнее. В своих работах С. Л. Рубинштейн писал: «Главное дело воспитания заключается именно в том, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью таким образом, чтобы со всех сторон перед ним стояли задачи, для него значимые, которые он считает своими, в решение которых он включается. Важно это потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении – это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, – тогда все им нипочем» [1].
Литература
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.
2. Хилкова, Н. Л. Воспитание студенчества как основа формирования личности будущего специалиста / Н.Л. Хилкова, Е.Г. Прудникова // Педагогические науки / 3. Методические основы воспитательного процесса. – URL: http://www.rusnauka.com/15_APSN_2011/Pedagogica/3_87447.doc.htm