ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Наставническая практика в Кировском педагогическом колледже

44
Автор: Плясунова И.Н., директор Кировского педагогического колледжа, Бочкарева М.В., заместитель директора по научно-методической работе Кировского педагогического колледжа
Категория: Наставничество

Наставничество как целостная и постоянно развивающаяся система в настоящее время особо востребована в системе среднего профессионального образования. В 2019 году распоряжением Министерства просвещения России была утверждена методология наставничества — система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Теоретический анализ научно-методической литературы показал, что практическая знaчимость и актуaльность данной тематики обусловлена многоаспектностью понятия наставничества и вариативностью реализации ролевых моделей в образовательных организациях.

В Кировском педагогическом колледже еще до введения в 2021 году Положения о наставничестве в течение многих лет функционирует внутренняя обучающая система педагогов — модель наставничества, которая реализуется посредством проведения тематических педагогических советов, работы научно-методической лаборатории, Школы начинающего преподавателя, предметно-цикловых комиссий, организационно-методического совета, методического объединения классных руководителей и т.д., а также модель наставничества студентов, которая реализуется посредством функционирования органов студенческого самоуправления, участия студентов разных курсов в различных социальных проектах и т.д.

Основными формами наставничества в колледже являются:

  • «обучающийся — обучающийся» (группа обучающихся);
  • «преподаватель — преподаватель»;
  • «преподаватель — обучающийся» (группа обучающихся);
  • «наставник от профильной организации (работодатель) – обучающийся»;
  • «обучающийся – ученик (воспитанник)» (группа учащихся/воспитанников).

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач наставничества с учетом запросов участников.

Рассмотрим наиболее разработанные формы наставничества в Кировском педагогическом колледже.

Первая из них –«преподаватель – преподаватель»

Кировский педагогический колледж является базовой площадкой Института развития образования по трем направлениям и федеральной инновационной площадкой ФИРО РАНХиГС. Реализация инновационной деятельности предусматривает осуществление системного обучения педагогических работников в соответствии с их потребностями, интересами.

Цель работы научно-методической лаборатории колледжа: вовлечение педагогических работников в инновационную деятельность, изучение и апробация современных образовательных технологий.

Алгоритм работы научно-методической лаборатории составляют следующие этапы:

  • Теоретическое освоение материала, осмысление целей и содержания технологии.
  • Практическое занятие, раскрывающее конкретные приемы действий педагога.
  • Выбор формы проведения открытого урока, воспитательного мероприятия педагогами с использованием изученной технологии, составление технологической карты.
  • Проведение занятия, его самоанализ, экспертная оценка коллег.

Преподаватели, авторы лучших уроков, становятся победителями ежегодного общеколледжного творческого конкурса «Звездный дождь» в номинации «Урок года».

За последние три года тематика заседаний лаборатории предусматривала освоение следующих технологий: интегрированного обучения, портфолио студента, событийного образования, педагогических мастерских, воспитания толерантности личности, организации проектной деятельности студентов, кейсов, проблемно-диалогического обучения, коммуникативного обучения иноязычной культуре, наставничества, формирования функциональной грамотности, формирования личностных результатов студентов на учебном занятии и др.

Так, в рамках работы научно-методической лаборатории возникают наставнические пары: преподаватель, владеющий технологией – преподаватель, осваивающий технологию. Таким образом, в процесс овладения новыми современными технологиями включается большой круг преподавателей, что способствует модернизации педагогического процесса, увеличению доли открытых уроков. Так, в 2022 году % проведенных открытых уроков увеличился по сравнению с 2021 годом на 40%.

Кроме того, форма наставничества «преподаватель-преподаватель» работает и в функционирующей в колледже Школе начинающего преподавателя, где осуществляется передача опыта профессионального мастерства педагогов-наставников преподавателям с небольшим стажем работы. В 2022 году в Школе состоялись 4 практических занятия со следующей тематикой: «Технология постановки проблемы на учебном занятии», «Технология создания интерактивных ресурсов по учебным дисциплинам, МДК на основе платформы Learning Apps»; «Технология проектирования системно-деятельностного урока», «Технология написания рецензии и отзыва на исследовательскую работу».

Обобщение опыта работы преподавателей и обсуждение итогов работы по обобщению опыта – ещё одна составляющая формы наставничества «преподаватель – преподаватель». Ежегодно порядка 10% преподавателей колледжа обобщают опыт своей работы в научных статьях региональных, всероссийских сборников, научно-методических журналов. В 2022 году преподаватели колледжа стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитать человека», регионального конкурса «Наставник в сфере образования», регионального этапа конкурса «Учитель года» (номинация «Преподаватель профессионального цикла»), финалистом Всероссийского конкурса «Мастер года». Такой формат работы позволяет более опытным преподавателям передавать свои наработки менее опытным коллегам.

Таким образом, на основе разработанного Положения действует традиционная система наставничества, определены ее цель и задачи в соответствии с методологией (целевой моделью), формы, оцениваемые результаты, направления и порядок организации, обязанности участников, способы мотивации наставников.

Новой формой наставничества для колледжа стала форма «студент – преподаватель». Эта форма наставничества, называемая реверсивным или обратным 1, с.89, в процессе которого происходит двусторонний обмен знаниями и опытом между участниками. Профессиональный стандарт Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования предусматривает владение преподавателями современными техническими средствами обучения, информационно-коммуникационными технологиями, электронными образовательными и информационными ресурсами. В конце 2021-2022 учебного года в колледже было проведено тестирование преподавателей с целью выявления профессиональных дефицитов в области информационно-коммуникационных технологий. Тринадцати преподавателям было предложено воспользоваться помощью студентов-наставников разных курсов, наиболее сведущих в данной области, для устранения имеющихся дефицитов. С сентября 2022 года начались занятия наставнических пар. Каждая наставническая пара составила индивидуальный календарно-тематический план занятий, цель которого получить определенный информационный продукт. Студенты-наставники и наставляемые-преподаватели поделятся приобретенным опытом совместной деятельности, при которой обмен навыками происходит обоюдно в двух направлениях (одинаково важно разбираться в цифровых технологиях и в вопросах межличностной коммуникации) на педагогическом совете в январе 2023 года. Первая часть педагогического совета пройдет в форме стендовых докладов, где наставляемые и наставники продемонстрируют «продукты» совместной деятельности. Важно отметить, что эта форма наставничества способствует подготовке студента к будущей профессиональной деятельности, позволяет развить социальные отношения, личностно значимые для него, отличные от виртуального, формализованного общения. Разновозрастной обмен знаниями и умениями на основе набора обучающих алгоритмов может стать частью общей стратегии профессионального становления педагога.

Еще один вектор развития формы наставничества – «студент – студент». Такая форма наставничества заключается в участии студентов младших и старших курсов в реализации социального проекта «Сказка в каждый дом», где каждый участник выступает в роли наставника и наставляемого. В проекте интегрирована учебно-исследовательская и практико-ориентированная внеучебная работа студентов. Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, выполняемых в рамках реализации социального проекта, соответствует содержанию нескольких профессиональных модулей, связана с дисциплинами профессионального цикла: педагогикой, психологией. Проект реализуется для детей из семей Первомайского района города Кирова, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей дошкольных образовательных учреждений, учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Проект включает несколько направлений: постановку музыкальных спектаклей, проведение досуговых развлечений, организацию «Недель добра». Студентами разрабатываются и изготавливаются декорации и костюмы к спектаклям, афиши, программы. За последние пять лет было поставлено 15 музыкальных спектаклей-сказок: «Кот в сапогах», «Доктор Айболит», «Ку-ка-ре-ку», «Буратино», «Огниво», «Новогоднее чудо», «Новогодняя история», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Старая, старая сказка», «Мальчик-с-пальчик», «Миссия: спасти Деда Мороза» и др. После каждого спектакля с детьми проводятся культурно-досуговые развлечения по разработанному сценарию, в котором участвуют герои музыкальных спектаклей. Во время спектаклей звучит классическая и современная музыка русских и зарубежных композиторов, «живое» сольное, ансамблевое и хоровое пение, сценическая речь, представляются танцевальные композиции. В ходе реализации проекта создается творческое развивающее пространство, в котором происходит становление разновозрастного образовательного сообщества и происходит процесс взаимообучения наставников и наставляемых.

Выделим этапы организации данной формы наставничества.

  1. Прогностический — диагностика умений наставляемых, выявление образовательных дефицитов, определение целей взаимодействия.
  2. Практический — организация совместной деятельности, направленной на формирование дефицитных умений с использованием методов наставнической деятельности (личный пример, показ, объяснение, совместное обсуждение, консультация, мастер-класс).
  3. Оценочно-рефлексивный — анализ результатов взаимодействия, обсуждение перспективных направлений дальнейшего сотрудничества.

Таким образом, развитие данной формы наставничества обеспечивает личностно-ориентированный подход к раскрытию потенциала каждого субъекта образовательного процесса, помогает активным и талантливым студентам планировать профессиональную карьеру, становиться более ответственными, самостоятельными, целеустремленными. Преподавателям гарантирует успешное освоение дефицитных умений и навыков, преодоление авторитарности, поддержку студенческих инициатив.

В статье «Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент» ее авторы В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев отмечают, что наставничество — «это практика, которая (как и большинство образовательных практик) не внедряется, а взращивается. Взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия, гражданской активности. Прийти к полноценной системе образовательного наставничества, «перепрыгнув» через эти ступени, вряд ли возможно»2, с. 17.

Таким образом, развитие наставничества как эффективной формы обучения развития положительно влияет на профессиональное становление будущих специалистов, повышение квалификации и мотивации педагогических работников.

Литература:

1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда.- 2019.- №3.- С. 4-18.

2. Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.А. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов //Человек и образование.-2020.-№1 (62). — С.88-93.

Наставническая практика в Кировском педагогическом колледже

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18