Категория: Спецраздел НГК
НАСТАВНИК ПО ЗОВУ СЕРДЦА
Современные работодатели хотят видеть в выпускниках колледжа не просто дипломированных специалистов, а людей активных, инициативных, гибких, способных быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, нацеленных на результат и умеющих работать в команде, то есть обладающих soft skills.
В свою очередь, ФГОС определяет задачу современного образования так: воспитание компетентного выпускника, здоровой и социально-адаптированной личности. Для достижения этой цели перед системой СПО ставятся задачи изменения в содержании и организации процесса образования, преодоления противоречий между теорией и практической деятельностью, направленности образования на становление конкурентоспособного специалиста.
Реализация ФГОС напрямую связана с современными образовательными технологиями, с помощью которых можно активизировать познавательную деятельность обучающихся и направить ее на развитие у обучающихся самостоятельности в принятии решений и умения действовать в нестандартных ситуациях. Именно такой выпускник станет наиболее конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Целью деятельности преподавателя в данном аспекте становится создание оптимальных стартовых условий для трудоустройства по специальности с помощью использования практико-ориентированных технологий. В результате мы получим инициативного, самостоятельного выпускника с активной жизненной позицией, способного критически осмысливать проблемные ситуации и принимать решения.
Особым видом практико-ориентированных технологий можно считать наставничество. Наставничество способствует формированию системного мышления; выработке навыков работы в команде в режиме дискуссии по поиску путей решения проблемы; способности к выявлению и анализу проблемы и к генерированию идеи; пробуждению интереса к выбранной специальности; выявлению будущих лидеров и специалистов, обладающих неординарными способностями в различных видах деятельности. В совокупности все это способствует повышению конкурентоспособности выпускника.
Эффективность наставничества объясняется его индивидуальным характером, никакая другая форма обучения не может быть столь адресной и приближенной к реальным условиям. Именно наставничество дает возможность обучающимся овладеть более высоким уровнем профессиональных компетенций и помогает формированию soft skills.
Формирование профессиональных навыков и soft skills у обучающихся должно осуществляться педагогом на всех этапах и во всех видах своей профессиональной деятельности. Подготовке конкурентоспособного специалиста при этом будет способствовать активное взаимодействие с работодателями, профориентационная и мотивационная деятельность, а также личный пример.
Мой путь в Наставничество начался еще со времени работы директором магазина компании ООО «СПОРТЛЭНД». В то время я помогала торговому персоналу адаптироваться в компании и осваивать различные трудовые навыки непосредственно в ходе рабочего процесса, ведь многие из них не имели специального образования или опыта работы в данной сфере. Как показал мой опыт, быстрее всего добивались хороших результатов те сотрудники, для которых мною был проведен вводный инструктаж и прикреплены наставники из опытных продавцов. За этого сотрудника наставник не выполнял работу, но показывал пути решения проблем, поддерживал, подстраховывал и направлял в нужное русло. Как бывший работодатель, понимаю, какой именно специалист нужен на рынке труда.
В своей теперь уже педагогической деятельности я активно применяю практико-ориентированные технологии, и наставничество занимает в ней ведущее место.
Приведу несколько примеров. Направление 1: «педагог-педагог».
В рамках реализации ЦПН в Нижегородском Губернском колледже, являлась наставником для молодого педагога – Спирюшкиной Елены Алексеевны. В 2020 году во внутриколледжном конкурсе «Первый наставник» мы заняли 3 место.
Направление 2: «педагог-студент».
При подготовке и проведении деловой игры «Прием на работу. Собеседование» (в рамках изучения учебной дисциплины «Менеджмент») используется технология, основанная на игровой деятельности. Игра проходит по этапам: подготовительный (т.е. подготовка пакета документов), формирование игровой группы, руководство игрой, контроль за ее процессом, подведение итогов. Пять студентов выступают в роли работодателей, остальные – в роли соискателей на вакантные должности в компаниях. Задача соискателей – получить как можно больше приглашений на работу.
Внеурочное мероприятие «Разработка маршрутов для завоза отделочных материалов в торговые предприятия» основано на технологии на проблемного обучения. Перед командами из обучающихся (по пять человек в каждой) стоит задача: разработать оптимальные маршруты, отвечающие минимуму затрат, и за пять рабочих дней развезти по магазинам отделочные материалы.
Первый серьезный результат по внедрению наставничества в образовательный процесс был получен в 2017 году: разработанная «Программа педагогического сопровождения профессионального становления студентов» заняла 3 место в конкурсе методических материалов Всероссийского проекта Zасобой. Программа постоянно дополняется и корректируется в зависимости от изменений внешней и внутренней среды образовательного учреждения.
В рамках реализации программы, мною активно привлекаются к сотрудничеству работодатели. Возможно, благодаря такой форме работы, начиная с 2018 года, из колледжа стали выпускаться не только рядовые менеджеры по продажам, но и официально трудоустроенные администраторы, директоры магазинов, индивидуальные предприниматели, менеджеры в отдел закупки и отдел маркетинга. В том числе, были трудоустроены выпускники и в сеть магазинов «Первый обойный».
Почти все студенты построили свою карьеру такой, как они ее видят, чему способствовали и занятия под моим руководством в кружке — «Карьерное проектирование» (https://xn--52-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/26077-obedinenie-karernoe-proektirovanie)
Под моим руководством ребята успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадах, пополняя свое портфолио, которое помогает им набрать дополнительные баллы для поступления в ВУЗы и получить повышенный интерес от работодателей. Все это, несомненно, позволяет углубить профессиональные компетенции наших студентов и развить их гибкие компетенции (soft skills), ведь именно такой специалист востребован на рынке труда.
Вместе со студентами мы являемся активными участниками федерального проекта (организатор и разработчик – Фонд «Фокус Медиа»; https://focus-media.ru/about-us/) «Моя карьера», где ребята получают навыки трудоустройства, оттачивают мастерство по составлению резюме и готовятся к прохождению собеседования.
Направление 3: «студент-студент». Часть моих подопечных теперь уже и сами стали наставниками. Например, Смиренномудренская Юлия, выпускница 2018 года, являясь менеджером по продажам в ООО «Негоциант», проводила весной 2021 года курсы по внешнеэкономической деятельности для обучающихся специальности «Коммерция (по отраслям)». Выпускница 2022 года – Амозова Вероника до сих пор помогает мне проводить «путешествия» в проекте «Моя карьера», таким образом, у меня уже есть талантливые преемники.
Направление 4: «работодатель-студент». Так как одним из основных показателей эффективности деятельности образовательного учреждения является трудоустройство выпускников по специальности, то наша задача — подготовить именно такого специалиста. С этой целью в процесс наставничества мы вовлекаем работодателей. С 2022 года у нас функционирует учебный центр «Коммерция». В рамках работы центра проводятся встречи с потенциальными работодателями, проходит обучение по совершенствованию профессиональных компетенций и формированию soft skills. Представители работодателей проводят экспресс-собеседования, по результатам которых приглашают обучающихся для прохождения практики и стажировок с дальнейшим трудоустройством. Второй год наши обучающиеся успешно проходят отбор в «Школу мастерства Агат» и получают приглашение на работу в компанию. Часть обучающихся уже работает по специальности в разных компаниях, участвуя в программе целевого обучения (https://drive.google.com/file/d/1msGIJVFrj41dFvbluodJT0AlW5PADcFq/view?usp=sharing).
Однако особого внимания среди студентов требуют ребята с ограниченными возможностями здоровья. Им, конечно, обеспечена в колледже «Доступная среда» и равные возможности при обучении, но остаются серьезные проблемы с дальнейшим трудоустройством. Отличный для таких студентов выход – стать самозанятыми, в том числе и открытие собственного бизнеса, если имеется предпринимательская жилка. Это повлияло на мое решение стать наставником по подготовке студентов к участию в чемпионате «Абилимпикс» по компетенции «Предпринимательство» (https://vk.com/im?peers=186054607_189308530&sel=354783561&z=video 122717215_456239517%2Fc19197f89f2a1392df). Понимание данной проблемы и желание помочь детям с ОВЗ найти свое место в жизни, подтолкнуло меня к тому, что одной только «Программы педагогического сопровождения профессионального становления студентов» недостаточно, и в уже имеющуюся программу был добавлен раздел «Индивидуальная траектория профессионального становления студента». Пока он рассчитан только на наиболее уязвимых обучающихся колледжа, но далее планирую расширить аудиторию участников проекта.
Свою задачу как наставника при подготовке к чемпионату «Абилимпикс» видела в том, чтобы:
— мотивировать ребят на создание проекта, который будет востребованным и конкурентоспособным;
— помогать им осваивать новые компетенции и углублять уже имеющиеся;
— развивать soft skills, которые помогут ребятам разработать и реализовать свой проект;
— помочь поверить в себя, в свои силы и возможности.
В совокупности это позволило бы наставляемым открыть собственный бизнес или успешно трудоустроиться.
При этом самым сложным для меня было вовремя остановить себя и не пытаться самой решать задачи по созданию проекта моих подопечных, а дать возможность ребятам самим найти пути решения проблемы, даже путем ошибочных шагов и «набивания шишек», только направляя их в нужное русло. Надо сказать, что соблазн помочь им или сделать что-то за них, был очень велик. Но к тому времени у меня уже были закончены курсы повышения квалификации: «Коучинг как метод развития профессионализации и навыков трудоустройства в системе СПО», поэтому старалась действовать так, как советовали скипетры.
В итоге мои подопечные заняли почетное 1 место на региональном этапе чемпионата «Абилимпикс».
Однако самый высокий результат показала Кулакова Полина, которая уже сейчас, обучаясь на 3 курсе, открыла свой бизнес – сеть цветочных магазинов. Дарья не стала предпринимателем, но зато она одна из немногих ребят, имеющих диагноз «Аутизм» успешно прошла собеседование и работает в настоящее время специалистом в Росбанке.
Думаю, что коллеги со мною согласятся: «Наставляемый, который показал результат выше, чем его наставник – особая гордость! Значит, мы трудимся не зря!»
Список источников
- Дружинин, В.И. Организация инновационной деятельности в образовательных учреждениях / В.И. Дружинин, Н.А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области — Курган, 2008.-85 с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. [Текст] / — М.: Школьные технологии, 2015. — 288 с.
- Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii