ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Модель интеграции систем среднего профессионального образования и дополнительного образования для подготовки высококвалифицированных и востребованных кадров в области дошкольного образования на примере ГАПОУ ТСПК

23
Автор: Лихачева Екатерина Сергеевна, Плохова Жанна Васильевна, Филюкова Анастасия Сергеевна, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-педагогический колледж»
Категория: Преемственность

Приоритетными целями государственной программы развития образования 2018-2025 гг. являются: вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; обеспечение доступности и качества дошкольного образования; увеличение доли выпускников СПО, занятых по полученной специальности; выявление, развитие и поддержка способностей и талантов детей и молодежи (в т.ч. профориентация и самоопределение); развитие кадрового потенциала работников образования. [1]

На основе данных ориентиров нами была проанализирована программа развития ГАПОУ ТСПК, и одним из сложных и труднореализуемых направлений оказалось увеличение доли выпускников СПО, работающих по специальности в области дошкольного и специального дошкольного воспитания.

К примеру, на 2021 год доля трудоустроенных выпускников составляет 67,53%, а доля выпускников, трудоустроенных и проработавших более 3 лет по специальности гораздо ниже.

Несмотря на наличие высококвалифицированных педагогических кадров, современную материально-техническую базу, ежегодно актуализируемые учебные планы, систему дуального обучения и систему практической подготовки студентов, колледж по-прежнему ежегодно сталкивается с проблемой недостаточной доли выпускников, устроенных и работающих по профессии.

С целью изменения возникшей ситуации было принято решение по модернизации модели подготовки востребованных на рынке труда кадров.

Данная работа началась с проведения мониторинга по определению мотивации, целей профессионального самоопределения и карьерных ожиданий у студентов 1-4 курсов. Были организованы индивидуальные собеседования и разработаны индивидуальные траектории профессионального развития, которые позволили разделить студентов на группы, отражающие уровень сформированности профессиональной активности — наличие желания и возможностей реализации в профессиональной деятельности.

20% студентов занимают позицию «Я хочу и готов работать» и отличаются высокой профессиональной активностью.

50% студентов позицию — «Возможно стоит попробовать».

30% студентов не ориентированы на начало профессиональной деятельности и придерживаются позиции «Сначала получу диплом». Необходимо отметить, что в данную группу входит подавляющее число студентов 3-4 курсов.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, позволили определить возможные причины снижения уровня профессиональной активности, связанные с поздним осознанием студентами, того факта, что профессия не дает достаточного удовлетворения, возможностей в самореализации и уверенности в материальном обеспечении.

Мы предположили, что формирование устойчивой профессиональной активности возможно посредством создания условий для подготовки мультискилл-специалистов. Таким образом, для разработки дальнейших звеньев модели подготовки востребованных кадров было важно понять механизм и определить средства формирования устойчивой профессиональной активности.

Обратившись к Федеральному закону «Об образовании в РФ» №273, в качестве средства решения данной проблемы мы выбрали дополнительное образование, целью которого является получение дополнительной квалификации параллельно получению среднего профессионального образования. [2]

В качестве примера рассмотрим модель организации дополнительного образования ГАПОУ ТСПК на примере специальностей 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Модель интеграции среднего профессионального и дополнительного образований для формирования мультискилл-специалиста включает несколько этапов подготовки:

1 этап – определение мультиролей (бизнес-ролей).

Студентам 1 курса были предложены к освоению четыре бизнес-роли: педагог детского развивающего центра, куратор онлайн-курса, педагог-репетитор по подготовке детей к обучению в школе, логопед. Основанием к выделению данных направлений, были следующие критерии: возможность работы в статусе самозанятого, частичная занятость (возможность совмещения), работа удаленно (дистанционно), конкурентная заработная плата.

2 этап — составление учебного плана по формированию новых профессиональных компетенций (НПК).

Каждая программа рассчитана на период обучения 4 года, общим объемом часов 512. Содержание модулей внутри курсов разрабатывалось с учетом уровней освоения основной образовательной программы. Структура курсов предполагает поэтапный вариант освоения: ознакомительный – погружение – продвижение – стажировка.

3 этап – привлечение кадрового ресурса и определение площадок для стажировок.

Для увеличения интереса и повышения качества реализации программы нами были привлечены эксперты из реального сектора экономики, в том числе работодатели, выступающие также в роли стажировочной площадки.

4 этап – реализация курсов дополнительного образования.

Для реализации дополнительных услуг были выделены отдельные дни – вторник и суббота. По вторникам организуется система занятий, а по субботам – выход на базы практики для отработки НПК.

В качестве контроля работоспособности модели был проведен опрос по определению удовлетворённости студентов в получении услуг дополнительного образования. Промежуточные результаты показывают положительные эффекты от введённой модели: часть студентов начала реализовывать элементы профессиональной деятельности, сформировалось понимание возможностей горизонтального расширения квалификации.

Необходимо отметить повышение уровня заинтересованности студентов, который прослеживался через качество ответов на вопросы о будущей профессии и своего образа мультиспециалиста. Одним из ключевых результатов реализации модели стало внесение осознанных изменений в содержание индивидуальной траектории каждым студентом и корректировка целей профессионального самоопределения.

Таким образом, подобная поэтапная реализация модели интеграции среднего профессионального и дополнительного образований позволит детально и личностно-ориентировано «отрисовывать» образ мультискилл-специалиста для каждого студента.

Список используемой литературы

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10/01/2023).
Модель интеграции систем среднего профессионального образования и дополнительного образования для подготовки высококвалифицированных и востребованных кадров в области дошкольного образования на примере ГАПОУ ТСПК

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18