ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Магистерско-аспирантское объединение преподавателей как формат работы наставнических пар «педагог-педагог» в образовательной организации

20
Автор: Нешумаев Михаил Викторович, канд. психол. наук, преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»
Категория: Наставничество

Системообразующие изменения в развитии педагогического коллектива, в связи с созданием учебного заведения нового типа – колледж в 1993 году, потребовало от Гостева Г.М., директора колледжа с 1988 по 2017 годы, создания и развития собственного научного потенциала педагогического коллектива. Это было ново, нестандартно, а главное, – эффективно. Можно без преувеличения сказать, что это было настоящее «ноу-хау» того времени.

В период с 1993 по 2017 годы ученая степень кандидата наук была присуждена десятерым преподавателям колледжа, двое из которых в нынешнее время работают в вузах Санкт-Петербурга, один человек преподает в Московском городском педагогическом университете, два человека работают в вузах Хабаровска и три человека – в нашем колледже.

С 2017 года идея о продолжении этой устоявшейся в колледже традиции была поддержана директором Вологжиной Е.М., и за три последних года наша образовательная организация пополнилась одним кандидатом наук, четырьмя магистрами. На сегодняшний день два человека являются соискателями ученой степени и несколько человек продолжают обучаться в магистратуре. Без преувеличения можно сказать, что традиционными для колледжа являются ежегодные защиты на уровне магистратуры или аспирантуры. Это реалии, которыми мы очень гордимся.

В 2020 году было принято решение о создании на базе колледжа структурного подразделения – магистерско-аспирантского объединения преподавателей (далее – МАОП). В основе такого решения лежит не только принцип преемственности, учитываемый в работе, но и имеющиеся предпосылки федерального и регионального уровней. Так, на заседании совета по науке и образованию в 2020 году Президент Российской Федерации В.В. Путин в очередной раз подчеркнул, что «развитие в России науки должно быть в одном ряду со стратегией национальной безопасности» [1]. А заместитель Президента Российской академии образования И.С. Павлов отметил, что «существует необходимость создания региональных систем управления развитием научного потенциала регионов в сфере образования» [2].

Целью работы магистерско-аспирантского объединения преподавателей является развитие научно-исследовательского потенциала колледжа. Для достижения поставленной цели на ближайшие три года были определены задачи, основной из которых является обеспечение эффективной защиты диссертаций преподавателей и как следствие этого – присуждение преподавателям ученых степеней, присвоение магистерской степени и квалификации преподавателя-исследователя.

Цель проекта и обозначенные задачи определили выбор социальных партнеров, среди которых три вуза, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – МГППУ), ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», и три общеобразовательных школы города Хабаровска и города Комсомольска-на-Амуре, КГАНОУ «Краевой центр образования», МОУ Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие», ЧОУ СОШ «Семья и школа».

Говоря о составе магистерско-аспирантского объединения, стоит отметить, что его членами являются преподаватели, которые изъявили желание обучаться в магистратуре, аспирантуре или стать соискателями ученой степени. На уровне объединения для них создаются все условия – это доплата за научную деятельность, помощь в сборе фактического материала для проведения экспериментальной работы, предоставление ресурсной базы колледжа. Особенностью этой работы является то, что выбор темы диссертации согласован с научными руководителями магистрантов, аспирантов и соискателей, а объектом и предметом исследования выбираются процессы, происходящие в колледже.

На сегодняшний день в составе объединения одиннадцать преподавателей, которые, в свою очередь, руководят исследовательской деятельностью пятидесяти студентов. Темы студенческих работ определяются в контексте диссертационного исследования преподавателя, исходя из чего можно сказать, что в рамках магистерско-аспирантского объединения каждый его член является руководителем стартап-лаборатории по определенному научному направлению, связанному с профессиональным образованием. Так, например, преподаватель колледжа М.В. Нешумаев, защитив в 2019 году диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Учебно-профессиональные задачи как фактор развития автономности личности старшеклассников», организовал в рамках студенческого научного общества работу клуба психолого-педагогических инициатив студентов «Логос». Преподаватели Давыдова А.В. и Плотникова Е.В. являются руководителями студии арт-терапии «Пайдейя» и профи-клуба «Инсайт» соответственно. В настоящий момент Анастасия Викторовна работает над исследованием на тему «Герменевтическая эмпатия педагога как ресурс образовательного пространства благополучного развития ребенка» в рамках диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатерина Владимировна готовит к защите диссертацию на соискание ученой степени педагогических наук на тему «Организация специализированной интерактивной среды для сознательного выбора профессии учащимся педагогического класса (на примере школ Хабаровского края)».

Постоянная, стратегически спланированная и системная работа с научными кадрами колледжа позволяет достигать заметных результатов. Так, в течение 2020-2023 гг. разработано два грантовых проекта, один из которых направлен на психолого-педагогическое сопровождение инженерного образования младших школьников Хабаровского края, а второй – на развитие положительных представлений школьников о математике в условиях профильных математических смен в детских оздоровительных лагерях Хабаровского края.

Кроме того, издано восемь учебно-методических пособий, получивших внешнюю рецензию профилирующих организаций высшего образования. Члены объединения стали абсолютными победителями в шести всероссийских конкурсах научных работ преподавателей и семи всероссийских конкурсах научных работ студентов.

Значимым является и то, что наши выпускники принимают предложение остаться работать у нас, заочно получая высшее педагогическое образование и продолжая своё научное исследование на базе колледжа. Они рассматривают проблематику, которой занимались при подготовке выпускной квалификационной работы, углубляя её экспериментальными результатами, проводимыми на базе мастерских колледжа.

Успешная защита выпускников в вузе и направление их на обучение в магистратуру – один из показателей эффективности работы магистерско-аспирантского объединения. Другими словами, данное объединение позволяет создавать научное сообщество колледжа прямо со студенческой скамьи, быть эффективной моделью научного наставничества.

Результатом работы МАОП, заслуживающим отдельного внимания, выступает наше сотрудничество с образовательными организациями, реализующими на территории Хабаровского края программы подготовки педагогических кадров. В рамках этого сотрудничества нами разработана и реализуется программа дополнительного профессионального образования по формированию исследовательских компетенций преподавателей этих учреждений. Их экспериментальная работа на базе мастерских нашего колледжа, материально-техническое оснащение которых соответствует требованиям федерального проекта «Молодые профессионалы», становится хорошим фундаментом для проведения прорывных курсовых и дипломных исследований со студентами, а также написания диссертаций на инновационную тематику самими преподавателями.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что для всего дальневосточного региона Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, без преувеличения, зарекомендовал себя форпостом научных кадров системы профессионального образования. Опыт нашей научной работы неоднократно представлялся на заседании Российского совета директоров профессиональных учреждений и обобщался на уровне Российской академии образования.

Уверены, что с опорой на эти сложившиеся традиции, накопленный материал и, безусловно, привнесением новых идей, наш проект выйдет ещё на более высокий уровень, станет примером для творческих изысканий других образовательных организаций. Очень хочется, чтобы этот проект жил и вдохновлял на прославление науки.

Список использованных источников

1. Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию // Президент России: сайт. – 2020. – URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-sovmestnogo-zasedanija-prezidiumagossoveta-i-soveta-po-nauke-i-obrazovaniyu-06-02-2020.html (дата обращения: 18.01.2023).

2. Развитие научного потенциала регионов – приоритетная задача Российской академии образования // РГППУ: сайт. – 2019. – URL: https://www.rsvpu.ru/news/archive/razvitie-nauchnogo-potenciala-regionovprioritetnaya-zadacha-rao/ (дата обращения: 08.01.2023).

Магистерско-аспирантское объединение преподавателей как формат работы наставнических пар «педагог-педагог» в образовательной организации

Категории