ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Использование технологии учебного сотрудничества при формировании коммуникативных навыков обучающихся педагогического профиля

55
Автор: Ковалева Жанна Александровна, ГБПОУ "Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского"
Категория: В помощь молодому педагогу

На сегодняшний день построение межличностных отношений школьников приобретает особую значимость. Данное направление возможно при организации взаимодействия посредством использования сотрудничества в процессе обучения.

Проблемой организации сотрудничества занимался еще В. А. Сухомлинский. Он в свою очередь сформулировал методические основы сотрудничества на уроке. Идеи нового направления в педагогике — сотрудничества – получили свое дальнейшее развитие и в настоящее время. На сегодняшний день достаточно много отечественной психолого- педагогической литературы, помогающей учителю освоить разные формы организации учебного сотрудничества: Г. А. Цукерман «Зачем детям учиться вместе», «Виды общения в обучении», В. К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении», А. Ю. Уваров «Кооперация в обучении: групповая работа». В своих руководствах для учителя Г. А. Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная (парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса, в книге А. Ю. Уварова подробно описаны разные методы кооперативного обучения. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и представлены педагогами-новаторами Ш. А. Амонашвили, И. Л. Волковым, Ц. П. Ивановым, В. А. Караковским, С. Н. Лысенковой, Б. П. Никитиным, Л. А. Никитиной, В. Ф. Шаталовым, М. Л. Щетининым и др., педагогами-журналистами (В. М. Матвеевым и С. Л. Соловейчиком [3;146].

За рубежом проблемой организации сотрудничества занимались (Л. Дойч, Д. Джонсон и Р. Джонсон, М. Монтейн и др.). В работах Б. Джексона, М. Либермана, Р. Селмана и др. представлены общие методические стратегии, в основе которых лежит учебное сотрудничество [24;12].

В процессе организации занятий редко используются формы сотрудничества учащихся, несмотря на их богатое разнообразие. Поэтому стоит рассмотреть технологию учебного сотрудничества как средство формирования предметных умений и коммуникативных УУД.

Ученые, занимавшиеся изучением данного вопроса, использовали различные термины. Понятие «совместная учебная деятельность» можно встретить в работах В. А. Сухомлинского, Г. А. Цукерман, В. К. Дъяченко, А. Ю. Уварова.

Учебное сотрудничество, по определению, данному Г. А. Цукерман, – это «взаимодействие, в котором учитель: а) создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся способов действия, б) организует учебный материал так, чтобы обучающийся мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому, в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании»

Назовем основные принципы сотрудничества:

  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.

Организуя групповое взаимодействие, учитель создает условия для развития коммуникативных навыков учеников. Опираясь на работы Г. К. Селевко [25], Г. А. Цукерман [33; 20], мы выделили три этапа технологического процесса групповой работы.

1-й этап – подготовительный. На нем осуществляется подготовка к выполнению групповой работы (постановка познавательной задачи, инструктаж о последовательности работы, получение дидактического материала группами).

2-й этап – групповая работа. Учащиеся знакомятся с материалом, планируют работу в группе, распределяют внутри нее задания и выполняют их, затем обсуждают результаты работы (высказывая замечания, дополнения, делая уточнения и обобщения), затем подводят итоги выполнения группового задания.

3-й этап – презентация, включающая информирование о результатах работы в группах, анализ выполнения задачи группами, рефлексию, формулирование общего вывода о групповой работе и степени достижения поставленной задачи. Все это дополняется комментариями учителя о работе группы.

Рассмотрим технологию подготовки и проведения урока в сотрудничестве на основе малых групп, предложенную в статье И. В. Васильевой «Учебное сотрудничество на уроках»:

1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока. Цель и задачи определяют содержание урока. Учитель определяет и по необходимости передает в группы.

2 этап. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке. Важно отметить, что материал не должен быть избыточным, либо недостаточным.

3 этап. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал. При подготовке дидактического материала следует учесть:

1) группы могут получить одинаковые и различные задания, это не должно повлиять на результат;

2) части задания должны быть взаимосвязаны для достижения наибольшего развивающего результата.

4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.

Важно обратить внимание на комплектование учебных групп в зависимости от цели работы. А также следует иметь в виду, что организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе. Работа больших групп, по 5-6 человек, связана с существенной перестановкой столов.

5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями для того, чтобы способствовать формированию адекватной самооценки каждого ученика и создать условия для его самоопределения, необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли.

6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.

7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

Технология учебного сотрудничества предполагает применение в процессе обучения следующих методов и приемов:

  • метод «Учимся вместе» – формируются группы по 3-5 человек для достижения определенной цели;
  • метод «Пила» – формируются группы по 3-5 человек, материал делится на части;
  • метод «Вертушка» – применяется при проверке домашнего задания;
  • прием «Жокей и лошадь»
  • прием «Кубик Блума»
  • прием «Корзина идей».

Метод «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой – социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания друг другу необходимой помощи.

Метод «Пила»

1. Класс делится на малые группы с равным числом участников.

2. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему (это может быть статья в распечатке или параграф учебника). Тема делится на части по числу участников малой группы. Каждый участник получает свой фрагмент материала и обязан основательно его изучить, стать «экспертом» по данному вопросу.

3. После того, как «эксперты» индивидуально поработали над своими вопросами, организуются «встречи экспертов»: малые группы временно распадаются, и эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но относящиеся к разным малым группам, сходятся вместе, коллективно обсуждают свой вопрос, выясняют трудные места, при необходимости получают консультацию учителя.

4. Затем «эксперты» расходятся по своим группам. В каждой группе «эксперты» последовательно выступают с докладами, каждый по своему вопросу. Остальные случают, спрашивают, уточняют. Каждый «эксперт» добивается ясного понимания своего вопроса остальными участниками малой группы.

5. По окончании работы в малых группах учитель дает тест по всей теме. Каждый ученик выполняет этот тест индивидуально. Таким образом, реализуется принцип индивидуальной ответственности: учимся вместе, педагогический контроль проходим индивидуально. После проверки учителем тестов становится ясно, «эксперты» какой группы поработали лучше, а какой – хуже.

6. Занятие завершается коллективной рефлексией.

Метод «Вертушка»

Специфика данной дискуссии заключается в том, что ученики обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 1-ым выступающим, 2-ым выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.

Этапы дискуссии.

1 ЭТАП. Подготовительный.

  • Ведущий предоставляет вводную информацию, определяет проблему или обозначает тему обсуждения. Предлагается 4 направления решения проблемы или аспектов темы дискуссии.
  • Группа делится на 4 подгруппы по добровольному принципу или по принципу «лотереи» (вытаскивается номер группы). Но в любом случае группы должны быть одинаковыми по количеству участников (возможные варианты: 4х4, 4х5, 4х6).
  • Готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв — «А», «Б», «В», «Г» и большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист –А, лист-Б, лист-В, лист- Г). Каждому участнику выдается карточка с номером: А-1, А-2….; Б-1, Б-2, .…В-1,….. Г-4) и маршрутный лист (см. табл.12, 13).
  • Ведущий объясняет правила проведения дискуссии и руководит размещением участников за столами.

2 ЭТАП. Проведение дискуссии.

  • Участники занимают исходное положение и ведут в течение 5-10 минут обсуждение по предложенному вопросу или аспекту темы, при этом каждый высказывается по порядку, определенному в маршрутном листе. Заканчивается обсуждение оценкой каждым студентом работы участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке «Лучшее выступление».
  • Затем группы расходятся по другим столам в соответствии с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другого аспекта темы и проводится в новом составе участников.
  • Следующие два тура повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два.

3 ЭТАП. Подведение итогов дискуссии.

  • На последнем, четвертом переходе, участники оказываются на своем исходном месте, обсуждают и обобщают предложения и мнения всех групп по обсуждаемому аспекту темы, оформляют выводы и готовятся к выступлению перед всей группой.
  • Ведущий собирает маршрутные листы и определяет тех, чьи выступления отметило большинство участников.
  • Микрогруппы представляют свои выводы по каждому аспекту темы. Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех студентов, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.

Прием «Жокей и лошадь»

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Прием «Кубик Блума»

Прием критического мышления «Кубик Блума» универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Прием «Корзина идей»

По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов». Если хотите, это «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с «Корзиной идей»:

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
Использование технологии учебного сотрудничества при формировании коммуникативных навыков обучающихся педагогического профиля

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18