ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Использование технологии В.В. Воскобовича в работе с обучающимися по специальности «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование».

46
Автор: Гербелева Ольга Леонидовна, преподаватель методик дошкольного образования ГБПОУ Нефтекамский педагогический колледж
Категория: Традиции и инновации

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направляет нас, педагогов, создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Дошкольники как субъекты отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром опираются на игру как способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Игра может быть реализована при наличии развивающей предметно-пространственной среды, которая будет вызывать интерес у ребенка. Важно, чтобы среда имела обучающее и развивающее воздействие, была универсальной, не утрачивала своей привлекательности от игры к игре. Развивающие игры помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений, предоставляют ребенку возможность творчества.

Основы, приведенные выше, сегодня знает каждый педагог, работающий с дошкольниками, а также должен знать каждый обучающийся на воспитателя детей дошкольного возраста. При обучении будущих воспитателей преподаватели колледжа стараются использовать современные технологии дошкольного образования.

Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Анализ профессионального пути В.В. Воскобовича показал, что изобретатель не имел никакого отношения к педагогике в начале своей карьеры. Он был инженером-физиком. В 90-е годы ХХ в. было тяжело приобрести игрушки детям, и Вячеслав Вадимович сам разработал развивающие игры и апробировал их на своих детях.

На сегодняшний день создана целая методика, включающая 40 развивающих игр по методике Воскобовича. Она пользуется большим спросом в развитии дошкольников как в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО), так и в условиях семейного воспитания, ее часто обсуждают на семинарах, посвященных развитию детей. Воспитатели, которые обучаются на курсах повышения квалификации, заочном отделении нашего колледжа с большим интересом воспринимают данную технологию, считают, что это универсальное пособие, которое может заменить целый ряд демонстрационных стендов и раздаточных материалов. Коврики, которые лежат в основе многих пособий данной технологии могут украсить любое пространство ДОО или детской комнаты, а предметы на липучках, которые прилагаются к пособиям, составляют интересное педагогическое наполнение.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Это не просто игры – это сказки, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволяет добиться определенных положительных результатов, что апробируется на детях нашего ресурсного центра «Умка».

Задачи, которые мы решаем с детьми это:

— ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);

— развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);

— развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;

— развитие аргументированной и доказательной речи.

Развивающие игры Воскобовича имеют свои особенности.

Многофункциональность и универсальность – это первая особенность.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

— Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана, Например, на игровом поле Фиолетовый лес можно использовать персонажи Разноцветные гномы из Коврографа Ларчик.

— Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

— Широкий возрастной диапазон.

Игры интересны детям всех возрастных групп, как малышам, так детям старшего дошкольного возраста. Есть опыт, школьники ресурсного центра с удовольствием сочиняют сказки на поле Фиолетовый лес.

Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных задач.

— Игры разработаны исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

— Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал можно дополнять и менять по своему усмотрению. В пособиях есть зажимы на липучках, которые позволяют прикрепить к развивающим коврикам любой дидактический материал.

— Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими рекомендациями, что очень полезно для педагогов, начинающих работу с данной технологией.

Соглашусь с автором методики В.В. Воскобовичем, который убежден, что процесс обучения должен быть увлекательным и естественным. Поэтому в основе технологии лежат увлекательные сказки. Каждую дидактическую игру Воскобовича аккомпанирует занимательная история, которая способствует для ребенка быстрому запоминанию цифры, буквы или формы. В содержании сказки дошкольники приходят на помощь персонажам, выполняют всевозможные упражнения и задания. Например, Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. Он объединяет все игры Воскобовича в одну единую сказку.

Главный герой этого сказочного мира — любознательный мальчик Гео. Он смелый, всегда приходит на помощь сказочным героям Фиолетового леса, помогает решать различные логические задачи. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Эту авторскую игровую технологию Воскобович назвал «Сказочные лабиринты».

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу детского сада. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» предполагаются только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми.

Одним из самых моих любимых и часто применяемых пособий является Ларчик Воскобовича, универсальное пособие в работе с дошкольниками. Применяю его чаще на развитие математических способностей дошкольников (счет, форма, конструирование, ориентирование в пространстве). Очень интересно проходят занятия в виде игр «Ходилки-бродилки» с выполнением препятствий, «Угадай, что спрятано» и многое другое.

В работе со студентами на педагогической практике применение технологий В. Воскобовича находит отражение в технологических картах образовательной деятельности, конспектах дидактических игр. Также данную тему обсуждаю со студентами на семинарах и практикумах, включаю в работу над курсовыми проектами. Технология не оставляет равнодушным никого из студентов, привлекает их внимание.

Впереди много планов, будем расширять возможности применения технологии Воскобовича, придумывать новые обучающие сказки.

Использование технологии В.В. Воскобовича в работе с обучающимися по специальности «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование».

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18