ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Интеграция технологий в образовательном процессе при подготовке будущих воспитателей детей дошкольного возраста

25
Автор: Каленкова Л.В., Эрастова Н.Н., методист, преподаватель ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
Категория: Традиции и инновации

Система подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста представляет целостный педагогический процесс, результатом которого является способность самостоятельно решать педагогические задачи в соответствии с требованиями к квалификации педагогов, способных к развитию инноваций в сфере дошкольного образования.

Повышение качества образования и подготовка конкурентноспособного выпускника, умеющего адаптироваться в быстро меняющихся условиях — одна из главных задач профессионального образования.

Для того, чтобы будущий специалист владел профессиональными компетенциями во всех областях дошкольного образования, необходимо его подготовить к этому еще в педагогическом колледже.

Необходимым условием современного образования является изменение роли преподавателя в процессе обучения. Таким образом, возникает потребность организовать преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию процессов осмысленного учения [6]. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного педагога и является одним из подходов в подготовке специалистов в области дошкольного образования.

Используя в своей практике этот подход, мы придерживаемся трех основных качеств, которые должны быть у современного преподавателя: аттрактивность, толерантность, ассертивность.

Современные требования к уровню и качеству подготовки специалистов для дошкольных образовательных организаций предполагают поиск путей оптимизации образовательного процесса, то есть использование в работе инновационных технологий, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения.

Таким образом, модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит подготовить такого специалиста.

Компетентностный подход предполагает комплексное сочетание теоретических занятий с практическими [1]. При проведении лекционных занятий используем разные виды лекций: лекции-визуализации, лекции пресс-конференции, проблемные лекции, лекции-дискуссии. Все эти виды предполагают продуктивный диалог преподавателя со студентами и тесное сотрудничество. Большой смысл и результат имеют нетрадиционные практические занятия, которые предполагают интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. Чаще всего применяем деловые игры, мастер-классы, тренинги.

Важным условием, обеспечивающим овладение компетенциями, является использование в образовательном процессе педагогических технологий, которые помогают формировать субъектную позицию студента. Большинство технологий складываются из особенностей учебно-воспитательного процесса.

В своей практике мы используем максимальное количество существующих на сегодняшний день образовательных технологий. Контекстная технология позволяет с помощью дидактических форм, методов и средств моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста.

При использовании этой технологии придерживаемся трех основных форм деятельности студентов: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная деятельность; учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что особая роль принадлежит деловым играм, в ходе которых студенты находятся в деятельностной позиции. Знания усваиваются в контексте решения моделируемых профессиональных ситуаций. Наиболее популярными в практической деятельности являются деловые игры на темы «Родительское собрание», «Педагогический совет», «Педагогическая конференция», в которых студенты выступают в роли участников образовательного процесса.

Интересно и продуктивно проходят занятия с использованием технологии вебквеста, где применяются проблемные задания c элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы интернета. В основном разрабатывается веб-квест на платформе LearningApps. Тематика вебквестов самая разнообразная.

Первое занятие, как правило, разрабатывается и проводится самим преподавателем. Например, при изучении темы «Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста» они проходят по пяти образовательным областям. Затем даются студентам проблемные задания: «В соответствии с содержанием программы детского сада разработать веб квест для детей дошкольного возраста».

Веб-квест способствует развитию мышления обучающихся на стадии поиска, анализа, обобщения и оценки информации; развитию практического опыта по поиску и выборке нужной информации через ресурсы Интернет; развитию компьютерных навыков обучающихся; развитию исследовательских и творческих способностей обучающихся [3].

Составление ментальных карт (технология «Интеллекткарт») демонстрирует личностное отношение к изучаемой дисциплине и ее понятиям, наличие познавательной заинтересованности или ее отсутствие [7]. Будущий педагог в процессе составления ментальной карты выявляет существенные признаки понятия, сравнивает его с другими научными понятиями, улавливает тесную взаимосвязь педагогических понятий, развивает абстрактно-логическое и критическое мышление, пробует формулировать свое авторское определение научного понятия. Например, при изучении тем «Основы семейного воспитания», «Виды и формы организации труда детей» и многих других составляются карты, включающие все основные вопросы темы.

Технология проектной деятельности уже давно прочно вошла в образовательный процесс на всех ступенях обучения. Мы также очень активно ее используем в образовательном процессе. Причем выбор тематики проектов обусловлен содержанием программ дошкольной образовательной организации с учетом практико-ориентированного подхода.

Содержание программ теоретической подготовки предполагает разработку паспорта проекта в соответствии с требованиями, а также выполнение проекта в зависимости от вида проекта и времени его выполнения. Конечным этапом является защита проекта на практическом занятии. Например, при изучении темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» разрабатывается проект и представляется продукт. Задание выполняется в микрогруппах согласно жеребьевке. В итоге получается модель детского сада.

Технология проблемного обучения охватывает весь спектр учебных дисциплин и предполагает решение проблемы путем индивидуального или коллективного поиска. Студенты подбирают образовательную технологию, применяемую в работе с детьми дошкольного возраста, знакомят с ней однокурсников и разрабатывают фрагмент занятия с последующей демонстрацией. Параллельно разрабатывают дидактическое пособие с последующей презентацией.

В ходе проведения практических занятий и образовательной деятельности на практике применяется технология микрообучения, которая интересна тем, что конкретный вид поведения или умений отрабатывается путем многократного повторения и оценки. Чтобы оценка была более объективной, применяем методы аутоскопии и гетероскопии, зачастую с применением видеозаписи.

В процессе обучения знакомим студентов с понятиями «опыт», «передовой опыт», «новаторский опыт», учим не только анализировать опыт других педагогов, но и делиться своим (пока еще небольшим), привлекая к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах, чемпионатах разного уровня.

Результаты участия позволяют за годы обучения в колледже собрать полноценное портфолио, которое является показателем активности, результатом освоения общих и профессиональных компетенций. Применяя технологию портфолио, мы помогаем будущему специалисту занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самостоятельно определить образовательную траекторию, определить стратегию карьерного роста.

Таким образом, интеграция технологий обучения нацелена на формирование нового типа мышления, повышение качества обучения, решение проблемы подготовки выпускников, готовых к включению в педагогическую деятельность.

Начинающий педагог неизбежно встретится с теми или иными проблемами и трудностями, которые придется решать самому с опорой на полученные знания. Кроме того, стремительное развитие науки и его собственное совершенствование потребуют от него новых обращений к теоретическим и методическим трудам, но уже в процессе необходимого для воспитателя самообразования. И только тогда в его деятельности с детьми в полную силу заработают те знания, которые он получил в педагогическом колледже.

Список использованных источников

  1. Афанасьева, Т.П., Караваева, Е.В., Канукоева, А.Ш., Лазарев, B.C., Немова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО и СПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – Москва: Изд. МГУ, 2007.
  2. Зубова, Л. А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия / Л. А. Зубова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46. С.74-76.
  3. Квест-игры: методические рекомендации. Проект «Квест-игра «Хочу все знать» // Руководитель проекта Егорова И.В. – Всеволожск, 2020.
  4. Кейнер С., Линд Л., Толди К., Фиск С., Бергер Д. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения. — Москва: Издательство Дмитрия Лазарева, 2013.
  5. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество // Консультативная психология и психотерапия. 2012. Том 20. № 4. С. 164–185.
  6. Роджерс К., Фрейберг Дж. // Свобода учиться. — Москва: Смысл, 2019.
  7. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы. — Москва: Альпина Паблишер, 2013.
Интеграция технологий в образовательном процессе при подготовке будущих воспитателей детей дошкольного возраста

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18