ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Дидактическая игра и сказка в обучении дошкольников с позиции практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа

16
Автор: Бородаева Екатерина Сергеевна, преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Категория: В помощь молодому педагогу

Рассматривая методические аспекты проблемы обучения дошкольников продуктивным видам деятельности со студентами отделения «Дошкольное образование», мы подводим будущих специалистов к пониманию того, что образовательный процесс в детском саду необходимо организовать таким образом, чтобы у детей возникал интерес к создаваемому образу, предложенной изобразительной технике. В этом на помощь педагогам дошкольного образования бесспорно приходят игровые приемы обучения. В то же время связь игровых приемов с определенными сказочными событиями или сказочным сюжетом позволяет обогатить комплекс современных педагогических способов обучения, активизирует более устойчивое внимание детей, а молодым воспитателям позволяет организовать процесс более грамотно, в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

В работе с дошкольниками педагог, включая в образовательный процесс элементы сказочного действия, добивается того, что дети охотнее воспринимают и выполняют поставленную образовательную задачу. Кроме того, использование сказки в дошкольном возрасте имеет в своей основе теоретическое обоснование, поскольку отвечает возрастным особенностям детей.

Когда сказочное событие становится средством для обучения детей какому-либо действию, а знания закрепляются в ходе дидактических игр, логически вытекающих из сказочного сюжета, сказку мы отнесем к категории дидактической, или обучающей.

В процессе осуществления педагогической деятельности на дошкольном отделении перед преподавателем стоит задача показать возможности использования дидактической игры и сказки для практического применения студентов. Опять же, включение в содержание предмета данной темы отвечает требованиям современного образовательного стандарта.  В условиях гуманизации системы дошкольного образования педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста вынуждены осваивать новые горизонты на необъятной территории «Детство». Смена стиля педагогического общения и руководства в работе с детьми дошкольного возраста требует от воспитателей, педагогов, родителей активного поиска разнообразных форм организации образовательной работы, методов педагогического руководства, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [1]

Решая данные задачи с позиции практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов, мы строим работу по нескольким направлениям:

1.Прежде всего, студентами изучаются теоретические аспекты проблемы использования дидактической игры и сказки в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста на лекционных занятиях. В рамках лекций студенты знакомятся с пониманием сущности данных методов и средств обучения; методическими особенностями по их использованию. Именно на этом этапе студентам открывается новое и интригующее понятие «Дидактическая сказка».

2.Для поддержания профессиональной заинтересованности студентов к данной теме организуются творческие мастер-классы по использованию дидактической игры и сказки. Очень часто такая работа осуществляется в рамках реализации проекта «Молодые-молодым». Так, студенты старших курсов, демонстрировали мастер-класс с использованием дидактической сказки «Как кисточка Капелька круг нарисовала», дидактической игры «Превращалочка» и многое другое.

В настоящее время также становится возможным использовать современные информационно-коммуникационные технологии, при помощи которых преподаватель может смонтировать образовательный видеосюжет либо найти соответствующее видео в образовательном контенте в сетевом сообществе.

3.Для закрепления материала и формирования практических навыков использования дидактической игры и сказки как способов обучения дошкольников продуктивным видам деятельности студенты выполняют практико-ориентированные творческие задания. Так, в результате выполнения задания по составлению оригинальной дидактической сказки, было создано методическое пособие, в основу которого вошли лучшие дидактические сказки студентов. Данным сборником в настоящее время пользуются студенты, которые изучают методику организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также интересующиеся данной проблемой воспитатели.

При разработке данного задания студентам была предложена структура дидактической сказки (рассказа), следовать которой было необходимо. Вот структурные компоненты, на которые студенты ориентировались при выполнении творческого задания:

  1. К каждой сказке необходимо подобрать цель, вопросы и методическое сопровождение.
  2. Дидактическая сказка на занятиях по рисованию всегда подчинена образовательной задаче. И напротив, образовательная задача является следствием проблемы, содержащейся в сказке.
  3. Обязательное присутствие дидактической игры, в соответствии с темой сказки.

Так, например, сказочный сюжет: «Злой волшебник ветер вызвал ураган в стране Аппликации. Все жители плачут и не могут найти свои дома и города…» тесно вплетается в содержание дидактической игры по аппликации (составить из фигур красивую улицу, сказочный дворец и пр.), которую впоследствии можно изобразить в аппликации.

А вот другая сказка: «Жил-был непослушный карандаш. Он не слушался ни маму с папой, ни школьного учителя, ни друзей. Поэтому у него ничего не получалось нарисовать. Он все время от кого-то убегал или кого-то догонял. И листок у него выходил всегда черный – черный, без рисунков. Из-за этого никто не хотел с ним дружить, и только маленький белый ластик его не боялся и не бросил в беде…» Такую сказку можно использовать при знакомстве детей старших и подготовительных групп с графическим способом рисования – рисованием ластиком по заштрихованной бумаге.

4.Кроме того, с целью повышения сформированности практических навыков по данной проблеме студенты привлекаются к организации и проведению мастер-классов для других студентов, воспитателей детских садов. Участвуют с данной темой в развлекательных образовательных мероприятиях для детей дошкольного возраста. Так, например, совсем недавно, студенты участвовали в организации и проведении серии мероприятий с использованием дидактической игры и сказки «Путешествие с кисточкой Капелькой» для детей детских садов города (МБДОУ «Детский сад № 82», МБДОУ «Детский сад № 145»)

Руководствуясь полученными знаниями, умениями и навыками по использованию дидактической игры и сказки в работе с дошкольниками, студенты применяют их на производственной практике, организуя занятия по рисованию, лепке, аппликации. Активная включенность студентов в разнообразные образовательные мероприятия и практико-ориентированный характер выполняемых ими ранее творческих заданий позволяет студентам донести до дошколят необходимую образовательную задачу, учитывая их возрастные особенности, поддерживает интерес у детей на занятии и обеспечивает качественный результат на занятиях продуктивной деятельностью.

Искренние эмоции и горящие глаза детей, которые с удовольствием погружаются в очередной сказочный сюжет, становятся для студентов стимулом к дальнейшему творческому поиску современных способов и технологий обучения дошкольников, а также более глубокому изучению темы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.  Доступ из справ.-правовой системы «ФГОС.РУ» (дата обращения: 05.01.2023).  — Текст: электронный. – URL: ФГОС Дошкольное образование — ФГОС (fgos.ru)

Дидактическая игра и сказка в обучении дошкольников с позиции практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18