ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Возможности использования проектной деятельности при изучении иностранного языка на специальности «Физическая культура»

17
Автор: Ваняева Е. В., преподаватель английского языка ГБПОУ ЛПК
Категория: Традиции и инновации

Широкий спектр преобразований в социально-экономической и политической сферах жизни современного российского общества, а также изменение условий его культурного развития не оставили в стороне и отечественную систему образования. Данный этап ее развития характеризуется ориентацией на вхождение в кардинально новое образовательное пространство. Конечной целью происходящих перемен можно считать создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

На наш взгляд, именно овладение проектной деятельностью, исследовательскими навыками и является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих педагогов. Таким образом, выбранное нами направление – ориентация на формирование информационно-исследовательской компетенции обучающихся специальности «Физическая культура» в процессе проектной деятельности – является весьма актуальным в структуре современного образования. В этом случае реализуется дифференцированный подход на аудиторных занятиях через систему тематических мини-проектов, формируются основы личностно-ориентированного обучения через подготовку индивидуальных учебных проектов.

Отношение студентов специальности «Физическая культура» к изучению иностранного языка разное и зависит от многих факторов. Во-первых, уровень сформированности языковых и речевых навыков, с которыми они приходят из школы, очень разнообразный; во – вторых, мотивация к изучению иностранного языка достаточно низкая. Исходя из этого возникает проблема совершенствования качества образования, а также повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Проанализировав методические предпосылки эффективности проектной деятельности, мы определили объект исследования – научно-методическая концепция технологии проектной деятельности, а также предмет – возможности реализации проектной деятельности в обучении иностранному языку студентов специальности «Физическая культура».

Цель исследования – описать возможности использования проектной деятельности при обучении иностранному языку студентов специальности «Физическая культура». Задачи исследования – изучить научно-методические основы технологии проектной деятельности и адаптировать их к преподаванию иностранного языка студентов специальности «Физическая культура»; разработать методические рекомендации для обучающихся по реализации проектной деятельности через создание мини-проектов и индивидуальных учебных проектов.

В целом проект и его ценность можно рассматривать с разных сторон. С точки зрения учащегося, проект – это реальная или насущная возможность:

– делать что-то нужное, важное, интересное в группе или одному, самостоятельно;

– решать проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задачи;

– максимально использовать собственные возможности;

– проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, умения, навыки, возможности;

– принести пользу;

– публично презентовать достигнутый результат и т. п.

С точки зрения преподавателя, проект – это интегративное, метапредметное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое может позволить вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции, в числе которых:

проблематизация (рассмотрение проблемной ситуации, выделение имеющихся противоречий, формулирование проблемы, постановка цели и задач и т. д.);

  • целеполагание и планирование деятельности;
  • самоанализ и рефлексия;
  • поиск и критическое осмысление информации (отбор фактического материала, его интерпретация, обобщение, анализ);
  • освоение различных методов исследования;
  • практическое применение знаний, умений и навыков в типичных и нестандартных ситуациях и др.

Как же реализуется данная концепция на практике? Прежде всего, при работе над мини-проектами на уроках иностранного языка. Их тематика разнообразная и обязательно адаптируется к специфике специальности. Например, при изучении темы «Внешность» студенты должны описать известного спортсмена; «Город» — известные города мира, принимающие Олимпийские игры, чемпионаты мира и т. д. Результатами такой работы является симбиоз творчества и лингвистики в рассказах студентов с визуальным рядом, то есть защита проекта.

Более серьезно проекты практикуются как форма организации самостоятельной работы обучающихся при создании ими индивидуальных учебных проектов. Большая их часть — практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Теоретическая база для этого закладывается при изучении учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», где обучающиеся познают азы, методологические основы проектной деятельности. Начиная с сентября все первокурсники совместно с руководителями планируют работу над индивидуальным проектом на весь год. Одна из проблем на этом этапе — отбор тем. Учитываются интересы, индивидуальные личностные особенности, и, конечно, специфика специальности. Например, студентка, увлекающаяся хоккеем, являющаяся членом команды области, работала над темой «Интересные факты о женском хоккее на английском языке»; студент – член сборной по футболу описывал интересные факты о футбольном клубе «Манчестер Юнайтед»; обучающаяся, которая великолепно и легко выполняет аксели и «Ласточку», с интересом изучила этимологические особенности элементов фигурного катания на английском языке и т. д. Это только ряд примеров, отражающих конкретную реализацию формирования коммуникативной компетенции с учетом личностно-ориентированного обучения при выполнении индивидуальных проектов. Хочется отдельно отметить виды продуктов в проектной деятельности. Вначале это были брошюры, буклеты, при создании которых, безусловно, требуется применить лексические, грамматические навыки, навык перевода. В дальнейшем были созданы презентации, видеопрезентации, мультимедийные презентации, видеофильмы, в которых сами студенты являлись героями, составляли текст на английском языке, делали озвучку, то есть показывали практическое применение иностранного языка.

На наш взгляд, работа в выбранном нами направлении дает весьма позитивные результаты. Помимо возможностей участвовать в олимпиадах, конференциях, семинарах, форумах, исследовательские навыки помогают повысить уровень мотивации и качественный показатель успеваемости по учебной дисциплине. Более того, это способствует распространению опыта организации проектной деятельности студентами уже в своей будущей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

  1. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2021. – 135 с.
  2. Мандель, Б. Р. Основы проектной деятельности : учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 293 с
Возможности использования проектной деятельности при изучении иностранного языка на специальности «Физическая культура»

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18