ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Внедрение технологии критического мышления в рамках общеобразовательных дисциплин как средство повышения мотивации обучающихся и качества обучения

17
Автор: Горильченко Светлана Романовна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Спецраздел НГК

Аннотация: В статье представлен обзор истории развития технологии критического мышления, формы реализации технологии в рамках дисциплин ООД в системе профессионального образования, результаты внедрения технологии, актуальность использования данной технологии. 

Стремительно меняющиеся реалии современного общества, гиперинтенсивность информационных потоков требуют новых подходов к усвоению знаний и информации. Однако необходимо отметить, что возросшие объёмы информации, её доступность и скорость её передачи, к сожалению, приводят к снижению мотивации познавательной деятельности обучающихся. В этих условиях роль преподавателя как руководителя, осуществляющего направление познавательной деятельности, определяющего баланс между различными формами и способами получения знаний и поиска информации представляется особо важной. 

Несмотря на новые вызовы, достаточно эффективным представляется обновление хорошо известных технологий и методов. Обратимся к истории возникновения и развития технологии критического мышления. Основы критического мышления были заложены ещё в Античной Греции Сократом, которому принадлежит создание диалектического метода. Авторы самой педагогической технологии — американские учёные Дж. Стил, С. Уолтер, выделили ключевые фазы познавательной деятельности: вызов, осмысление, рефлексия. Рассмотрим подробно содержание каждой из них. 

Стадия «Вызов» позволяет актуализировать знания обучающихся по данной проблеме, вызвать интерес и сформировать мотивацию. На стадии вызова особо важно максимально заинтересовать обучающихся, обосновать проблему и актуальность изучаемой темы. Какими способами можно это сделать в рамках общеобразовательных дисциплин? Рассмотрим наиболее яркие из них. 

В рамках изучения истории и обществознания очень эффективно использовать видеофрагменты новостных сводок, новейших фильмов, вышедших в прокат, с целью выявления взаимосвязи с изучаемой темой. Многие обучающиеся с удивлением осознают, что в любой новостной сводке и новом фильме могут скрываться тема для дискуссии и глубокие социально-экономические и политические проблемы.

Большой интерес у студентов СПО вызывает актуализация «чёрный ящик». На экране проектора выводится проблемный вопрос, а в чёрный ящик помещается ключевой предмет, связанный с постановкой проблемы. Проблемное изображение на экране (рисунок, фотография, портрет) с недостающим фрагментом позволит выделить ключевую проблему в изучаемой теме. Задание – задача, которая обобщает особенности изучаемого предмета или явления. Важным в истории является приём «связь времен», когда преподаватель проводит параллель между событиями современными и давно прошедшими, выделяя в них общее и отличительное, что позволяет увидеть актуальность изучаемого на сегодняшний день. 

Стадия осмысления. Стадия осмысления предполагает получение и изучение информации, сравнение с имеющейся базой знаний, поиск аргументов для решения проблемы, поставленной на стадии вызова. На данной стадии эффективно применяется работа с текстом и ответы на поставленные проблемные вопросы, подбор аргументации к цитатам философов, политиков и учёных, работа с заданием «верно ли суждение». Прием «кластеры» после прочтения текста или просмотра видеофрагмента, видеофильма позволяет выстроить логическую цепочку событий, идей, терминов. Данный приём позволяет достаточно быстро выявить обучающихся, способных выделять ключевую информацию, видеть логические цепочки и ключевые проблемы, а значит и претендовать на оценку «отлично».

Синквейны. По мнению самих обучающихся, являются достаточно эффективным способом запоминания сложных терминов. Синквейн предполагает небольшое стихотворение, созданное по шаблону: термин, 2 прилагательных, 3 глагола, ключевая фраза, ключевое слово. Особенно эффективны синквейны на сравнение тех или иных терминов или событий, имеющих противоположное значение. 

Стадия рефлексия предполагает обобщение информации, формирование отношения к изученному материалу, понимание и осознание того, что было новым, удивило, что требует дополнительного детального изучения. Данные удобно для наглядности заносить в таблицу «Знал, узнал, удивило, необходимо изучить подробнее». 

Показателем наиболее высокого уровня освоения изучаемой проблемы является написание эссе по цитате или выделенной преподавателем проблеме. Эссе позволяет выявить смысл проблемы, дать комментарий к ней, позволяет сформировать отношение к проблеме обучающегося. При написании эссе обучающийся учится подбирать аргументы, актуализировать, использовать информацию из различных источников: СМИ, литературы, истории и других наук. 

Несмотря на то, что данная технология появилась достаточно давно и методы и приемы данной технологии хорошо известны, практика показывает, что для повышения и активации мыслительной деятельности требуется не один год систематического использования и применения элементов данной технологии. Только 25-30% студентов СПО могут уверенно сформулировать проблему, подобрать ней аргументы и высказать свою точку зрения. Также только 25-39% студентов могут выстроить логическую цепочку «кластер». По-прежнему на сегодняшний день около 70% студентов имеют репродуктивный тип мышления и способность к выполнению заданий репродуктивного характера. В связи с этим необходимо подчеркнуть актуальность систематического применения методов и приёмов технологии критического мышления для формирования нового типа мышления, умения быстро анализировать большие потоки информации, формировать свою точку зрения. 

Литература 

1.Джигоева А. Р., Малиева З. К. Технология развития критического мышления в учебном процессе общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования,№ 5, С. 143-145, 2021.

2.Мезенцева С. В. Приёмы (технологии) критического мышления // Вестник науки, № 4,С.47-50, 2021.

3. Османов М. М. Технологии развития критического мышления у студентов Вузов // Проблемы современного педагогического образования, С. 218-220.

4.Умарова Д. З. Развитие личности при использовании технологии «Критическое мышление» // Достижения науки и образования, 2019.

Внедрение технологии критического мышления в рамках общеобразовательных дисциплин как средство повышения мотивации обучающихся и качества обучения

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18