Категория: Традиции и инновации
Особенности подготовки педагогов дополнительного образования в области технического творчества
Педагог дополнительного образования — это специалист, который ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе или студии. Он преподает предметы, которые либо не включены в обязательную программу обучения (хореография, шахматы, робототехника, театральное искусство), либо даны в школе на базовом уровне, не позволяющем развить талант ребенка (ИЗО и ДПИ, вокальное искусство, игра на музыкальных инструментах). [1]
Наш колледж ведет подготовку педагогов дополнительного образования в области хореографии и сценической деятельности уже давно, но запросы работодателей говорят о том, что требуются специалисты технического направления. Это связано с тем, что на территории России и республики открываются технопарки такие как Кванториумы, IT-кубы, Точки роста, Центры детского технического творчества, а также другие учреждения дополнительного образования все чаще отдают предпочтение объединениям технической направленности. При этом квалифицированных педагогов не хватает.
В рамках грантового проекта в колледже в 2020 году были открыты новые мастерские, среди них и «Преподавание технологии», которая оснащена специализированным оборудованием: 3D принтер, лазерный станок, режущий плоттер, робототехнические наборы и конструкторы, многофункциональные станки, мощные компьютеры с программами для 3D моделирования и не только. В колледже сильный педагогический состав. Все вышеперечисленное позволило начать обучение педагогов дополнительного образования в области технического творчества, и в 2020 году был набран 1 курс. С этого момента начинаются свои сложности, так как направление новое и абитуриенты боятся на него поступать. В итоге были набраны студенты специальности «Педагогика дополнительного образования» в области технического творчества, которые никогда ничего не делали своими руками и с ИТ сферой тоже не сталкивались.
Чтобы открыть дверь в техническое творчество, нам понадобится 4 ключа:
- Пример педагога.
— творческие выставки
Педагог дополнительного образования, тем более технического направления, должен уметь создавать изделия разными способами и из различных материалов. И в первую очередь, студента нужно замотивировать к творчеству. Для этого в колледже часто устраиваются выставки творческих работ, в которых обязательно принимают участие педагоги. На таких выставках можно встретить такие техники как: лепка из соленого теста, глины, пластики, вязание, в том числе амигуруми, вышивка, валяние всех видов, декупаж, текстильные куклы и другие техники.
Благодаря таким выставкам студенты видят, что творчество – это красиво и разнообразно, а также знают, что ко многим педагогам можно подойти и обсудить новое изделие.
— кружки для педагогов
В этом году в колледже открылся кружок для педагогов, где мы учимся рисовать. У студентов такие кружки есть уже давно, но после преподавательской выставки студенты стали посещать занятия стабильнее.
- Формирование инженерных навыков
Следующий ключ – это инженерные навыки. Инженерными можно считать навыки, которые помогают создавать что-то новое. Приведу пример некоторых из них:
— работа с инструментами разных видов и назначений;
— работа с разными материалами;
— конструирование изделия на плоскости;
— построение чертежа (выполнение технического рисунка);
— конструирование объемных моделей;
— конструирование действующих моделей;
— понимание физических явлений, которые воздействуют на модель;
— умение описывать физические явления;
— проведение опытов, экспериментов для получения новых знаний;
— владение программным обеспечением разных направлений;
— умение создавать графические объекты разных видов компьютерной графики;
— владение техническими средствами, необходимыми для создания нового изделия.
На уроках ребята изучают черчение, конструирование из бумаги, деревообработку, компьютерную графику, 3D моделирование, робототехнику, методику информатики.
- Методическая помощь педагогов при прохождении практики
Третий ключ, который является золотым, — это методическая помощь. Педагогу дополнительного образования нужно уметь привлекать и удерживать внимание и интерес учеников. Занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет посещать объединение. Иногда у преподавателя есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.
Первую производственную практику студенты проходят в колледже. У Нас организованы курсы дополнительного образования для школьников города, и на этих занятиях студенты проводят свои первые занятия под чутким руководством педагогов.
Что дает такой вид практики?
- Студенты работают микрогруппами – это позволяет им чувствовать себя увереннее.
- Направление и тему занятия студенты узнают заранее, и у них есть время подготовиться.
- Педагог на протяжении всей подготовки помогает студентам.
- Студенты знакомы с базой практики и оборудованием, на котором проводят занятие.
Все это позволяет студентам чувствовать себя увереннее и на следующих производственных практиках.
- Участие в конкурсном движении
И завершающий ключик – это конкурсное движение. Благодаря тому, что началась подготовка педагогов дополнительного образования в области технического творчества, студенты приняли участие в чемпионате молодых профессионалов по компетенции «Преподавание технологии» и показали замечательный результат. В 2021 году Полный пьедестал в Удмуртской Республике и 2 место в России, в 2022 году 1 место в Республике и 1 место в России.
Такие результаты привели к тому, что появились студенты, которые целенаправленно готовятся к конкурсам профессионального мастерства.
Сейчас многие студенты 3 курса уже работают в творческих объединениях города.
Впереди еще много работы, мы понимаем, что, получив базовые технические навыки, нужно находить новые приемы для формирования методической грамотности.
Список источников информации:
1. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» [Электронный ресурс] https://niidpo.ru/blog/o-professii-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-gde-uchitsya-i-rabotat-skolko-m