ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Формирование коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа на основе системно-деятельностного подхода

87
Автор: Е.П. Харина, преподаватель, руководитель практики ПП 01. ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»
Категория: Традиции и инновации

Аннотация: в статье представлен опыт работы педагога Белгородского педагогического колледжа по реализации формирования коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, воспитание, коммуникативные компетенции.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле…

Н. А. Коменский

В современном образовательном пространстве для достижения наилучших результатов работы, повышения качества образования, достижения поставленных целей педагогу необходимо обратить внимание на свой уровень развития компетенций. Мы знаем, что компетентностный подход в образовании – главная составляющая новой парадигмы образования, ориентированной на результат. Об этом и говорит в своих научных трудах И.А. Зимняя [1, с. 34]. В сложившейся ситуации будущие учителя начальной школы должны научиться ставить новые задачи и находить пути их решения. При этом вoпрoсы, которые возникают в ходе освоения личнoстнo-oриентирoвaннoй и деятельнoстнoй теории, требуют oт наших студентов гибкости мышления, владения неoбхoдимыми метoдoлoгическими предстaвлениями, oбеспечивaющими oриентирoвку в современных услoвиях.

Как и любая из профессиональных составляющих, коммуникативная компетенция учителя определяется  тремя   основными  направлениями:

  • когнитивной (что учитель знает по данному вопросу);
  • операциональной (как  учитель  реализует свои знания на практике)
  • позиционно-ценностной  (как учитель   относится к данной сфере своей деятельности).

Одним из основных направлений нашей работы является подготовка будущих специалистов на основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим перед преподавателями филологических дисциплин встает проблема выбора наиболее эффективных образовательных технологий, создающих условия для развития профессиональных компетенций, в том числе коммуникативных и языковых.

Для развития коммуникативных компетенций необходимо опираться на новые тенденции в образовании, требующие от педагога формирования у студентов способностей к самосовершенствованию, изменения в выборе методов и приемов обучения в сторону активных, которые будут являться гарантом успешности в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для эффективного развития коммуникативных компетенций на занятиях по русскому языку с методикой преподавания создаются ситуации, требующие профессиональной позиции будущих учителей начальных классов. Проблемно-диалоговое общение, внедрение коммуникативных технологий в профессиональную подготовку позволит студенту осваивать и дидактику, и методику. Наиболее оптимальной структурой учебного процесса является сочетание традиционного изложения материала с включением проблемных ситуаций, для создания которых используются такие приемы, как:

1) организация проблемной ситуации в начале изучения новой темы;

2) подбор высказываний известных ученых;

3) знакомство с историей названной проблемы и поиском ее решения;

4) представление студентам возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения.

При решении проблемных ситуаций преподаватель оставляет за собой контроль, обращая внимание на то, чтобы общение между студентами реализовывалось в рамках установленной темы, чтобы не нарушались речевые нормы в общении. Педагог выступает не столько носителем предметно-дисциплинарных знаний, сколько помощником, координатором их деятельности, выполняет организационную и стимулирующую функции. Причём преобладает установка на совместную деятельность.

В учебном занятии при решении проблемной ситуации деятельность студентов имеет профессионально-коммуникативную направленность. Преследуется методическая цель: в школьной практике студенту приходится организовывать диалог с учащимися, аргументировать, доказывать свою точку зрения. Поэтому на уроках русского языка с методикой каждая грамматическая тема в своем потенциале содержит немало вариантов для создания речевых ситуаций, вызывающих у обучаемых потребность к высказыванию. Темы занятий по методике отражают нашу цель: формирование коммуникативной компетентности. Например: «Понятие связного текста. Коммуникативные типы речи. Строение типовых фрагментов текста. Основные направления в методике развития речи. История развития речи. Взгляды К.Д. Ушинского на развитие речи. Типы речи. Повествование. Рассуждение.»

Однако наблюдения преподавателей-методистов педколледжа и школьных учителей свидетельствуют о существовании проблемы (противоречия): выходя на практику пробных уроков, студенты показывают недостаточно развитую коммуникативную компетентность, то есть многие не умеют по ходу урока делать незапланированные обобщения, выводы, свободно использовать специальную терминологию, подводить ребят к правильному ответу, используя наводящие вопросы, перефразировать предложение. А ведь значимость общения «через посредство учебного предмета» значительно возрастает, и свободное владение «языком предмета» становится важнейшим условием осуществления информационно-коммуникативной функции педагогического общения.

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции и общие компетенции, а именно:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Приобрести профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности преподавания по программам начального общего образования и методического обеспечения образовательного процесса:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 4.1. Выбирать научно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса-группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

После учебной практики (УП 01) наблюдение показательных уроков осуществляется на базовых школах строго в соответствии с графиком.

Распределение показательных уроков по семестрам

Предметы2 курс 4 семестр 3 курс 5 семестр
Русский язык 10 10 10
Математика 8 8 8
Окружающий мир 4 4 4
Технология 4 2 2
ИЗО 4 2 2
Музыка 4 2 2
Физическая культура 4 2 2

Работу по формированию коммуникативной компетентности у студентов возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных, на наш взгляд, форм и методов работы.

Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии студенты приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного процесса.

Беседа – ведущая функция данного метода – побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Метод беседы в практике педагога  используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, что  дает возможность студентам понять проблему с различных позиций.

Лекция-диалог.  Содержание здесь подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции. Данный метод имеет общие черты с проблемным методом, однако предметом диалога не обязательно может быть спорное положение или проблемный вопрос. Педагог может поставить воспитанникам вопрос, касающийся одной или нескольких проблемных ситуаций, уяснить знание нормативов и тому подобное. Здесь правильный ответ может быть не сразу найден, потребуется выяснить мнения нескольких человек.

Особую роль можно уделить взаимодействию студентов в микрогруппах. Оно способствует речевому развитию, является средством развития личности обучаемого. Групповые формы работы применяются в технологии «Педагогическая мастерская», где студенты решают методические задачи, чаще составленные на материале просмотренных уроков педагогической практики, наблюдают и анализируют уроки своих одногруппников, обсуждают свои уроки. Основные идеи этой технологии направлены на развитие коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов:

— саморазвитие личности через осознание своего места в коллективе;

— интерактивная организация учебного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;

— свободный творческий поиск и выбор путей познания;

— свободное взаимодействие и обмен информацией.

Именно сейчас, когда вся практика проходит дистанционно, реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между преподавателем и студентами. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер, начиная с УП 01, ПП 01 на 2 курсе и заканчивая преддипломной практикой на 4 курсе, что обеспечивало достаточный фундамент для закладки основных педагогических умений и навыков будущих специалистов. Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал сферу деятельности. Кроме того, необходимо помнить о психологической закономерности формирования творческой индивидуальности, которое возможно только на основе единства личности и деятельности, принятой личностью.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 2170 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1398 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 926 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 328 часов;

консультаций – 144 часов,

учебной и производственной практики – 792 часа

Педагог создает алгоритм действий, творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Обсуждая свои варианты решения предложенных методических задач, студенты ощущают радость собственных открытий, значимость в коллективной работе себя самого. Через коллективное обсуждение какой-либо проблемы в группе каждый студент выступает как личность и как профессионал. Практика показывает, что именно в групповом взаимодействии появляется возможность развивать личностные и межличностные навыки, способность принимать обоснованное решение, аргументируя свой выбор.

Итак, формированию коммуникативной компетентности способствуют следующие факторы:

— создание проблемных ситуаций;

— проведение психолого-педагогического анализа сформулированных проблем на основе языковой и профессиональной подготовки.

Для успешной реализации процесса формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов следует использовать междисциплинарный подход при изучении предметов филологического цикла и стимулировать развитие коммуникативных навыков, развивать инициативу и самостоятельность студентов в профессиональном общении, создавать условия для установления межпредметной коммуникации. Например, конкурс проектов «Я в профессии». Мы знаем, что профессия педагога относится к разряду коммуникативных, поскольку данная практическая деятельность подразумевает общение, и ее успех в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности специалистов в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению. Использование разнообразных форм и методов совместной деятельности педагога со студентами позволит оптимизировать процесс формирования и развития коммуникативной компетентности студентов.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции у студентов — это интерес к педагогическому труду. Коммуникативная компетентность, особенно в начальной школе, является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. И, как говорил Василий Ключевский, «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Формирование коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа на основе системно-деятельностного подхода

Категории