Категория: Традиции и инновации
Проблемные ситуации на занятиях по методике обучения продуктивным видам деятельности с практикумом
Подготовка специалистов среднего профессионального звена специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в ГАПОУ СО СОПК осуществляется по основной профессиональной образовательной программе.
Результатом освоения программы каждого профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
На примере междисциплинарного курса Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом рассмотрим развитие общих компетенций, таких как использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, умение ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу. В процессе обучения студенты овладеют знаниями о свойствах различных материалов, умениями их обрабатывать, используя различные приемы изобразительной деятельности и разные инструменты.
По данной дисциплине на практикум отводится почти 50 % учебного времени, реализация которого непосредственно связана с выполнением студентами творческих продуктов в разных техниках. На каждом занятии используется показ способов их создания. Проблема оказалась в том, чтобы сделать данный показ доступным для каждого студента, с учетом их индивидуальных особенностей, а также мотивирующим на предстоящую деятельность и удовлетворяющим их познавательную потребность.
Решением этой проблемы стало использование документ-камеры и проблемных ситуаций.
Документ-камера позволяет демонстрировать различные приёмы работы с инструментами и материалами в режиме реального времени на большом экране одновременно для всех студентов. Эта функция документ-камеры используется при объяснении новой темы, когда требуется показ образцов изделия, приёмов работы с инструментами и материалами, демонстрация иллюстраций из книг. Также интересным для студентов является возможность продемонстрировать свое изделие с пояснениями о последовательности его создания. Как правило, эта возможность используется в рамках проверки домашнего задания для формирования у студента умения использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; использовать технические средства обучения; изготавливать поделки из различных материалов; рисовать, лепить, конструировать.
Функция фотоаппарата документ-камеры используется для фиксации этапов создания изделий, которая впоследствии может стать технологической картой или видеороликом. Отличительной особенностью является проблемная ситуация, в решении которой студентам необходимо высказать свои предположения о материалах, инструментах и способах их использования при создании творческого продукта.
Например, студенты делятся на группы, смотрят 2 видеоролика о создании изделий «Снеговик» и «Удав» из пластилина. В течение 5 минут обсуждают способы лепки (сравнивают различия способов лепки), материал, последовательность изготовления изделия, предположения фиксируют в таблице. После обсуждения представляют результаты, приходят к единому мнению. Затем приступают к творческой деятельности.
Данный методический прием носит название «Проблемный показ». Предлагаю вам принять в нем участие. Посмотрите видеоролик «Цветочек» и выскажите свои предположения, какие инструменты и материалы были использованы для создания этого образа и как называется техника его исполнения. (Изображение выполняется ватными палочками, гуашевыми красками на бумаге в технике пуантилизм). Пуантилизм – стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта. В стиле пуантилизма писали Жорж Сёра, Поль Синьяк, Винсент Ван Гог.
В результате использования возможностей документ-камеры и приема «Проблемный показ» студенты умеют использовать ТСО, различные средства, методы и формы организации учебной деятельности, изготавливать поделки из различных материалов; рисовать, лепить, конструировать.
Студентам нравятся такие приёмы. Такая работа пробуждает жажду творчества, желание придумать что-то новое и применить в своей работе с детьми младшего школьного возраста.
Студенты 2 и 3 курсов приняли участие в Межрегиональном конкурсе прикладного творчества «Многообразие русских народных промыслов» и заняли 1 место в номинации «Изделия из глины» с работой «Мозаика народных промыслов». Я предложила студентам придумать дидактические игры для уроков технологии и изобразительного искусства на основе этого изделия и оформить их при помощи функции фотоаппарата документ-камеры.
Хочу представить созданные студентами дидактические игры: «Соедини картинки», «Соотнеси изображения», «Что изменилось?» «Найди ошибку» и обучающий видеоролик для детей младшего школьного возраста «Шов «вперёд иголка». Эти продукты творчества студенты смогут использовать в рамках учебной и производственной практики.
Список источников:
- https://classinform.ru/fgos/44.02.02-prepodavanie-v-nachalnykh-classakh.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/