Категория: Традиции и инновации
Модель эковолонтерской деятельности в профессиональной подготовке будущих педагогов Филиала СГПИ в г. Ессентуки
Рассматриваемое в контексте темы настоящего исследования экологическое обучение и воспитание на современном этапе развития общества следует рассматривать в качестве концептуальной основы образования ХХI в.
Обращаясь непосредственно к сфере образования, исследуя происходящие в ней процессы, хотелось бы обратить внимание на активное включение экологической составляющей, проявленной во взвешенном отношении человека к природе, во все компоненты образовательной системы. Сказанное находит свое отражение в осознанном понимании будущим специалистом взаимосвязи и взаимообусловленности профессиональной деятельности с политическими, экономическими и экологическими последствиями, которые выходят за рамки прагматических задач [3, с. 83].
До настоящего времени образовательная среда, формируемая в вузе, способствовала повышению адаптационных возможностей человека, призванных приспособить его существование и жизнедеятельность к безопасным формам взаимодействий. Однако подобные возможности могут быть реализованы только при соблюдении определенных организационно-педагогических условий, в которых реализуется весь потенциал ресурса экологических знаний. Главной целью подобной организации обучения является воспитание в детях заботы об окружающем их мире и формирование осознанного отношения к объектам и явлениям природы.
Кроме воспитательных аспектов, экологический компонент, гармонично встроенный в систему обучения, позволяет, расширив диапазон знаний о природе, сформировать необходимые для ее охраны и улучшения навыки. Таким образом, экологическая составляющая представляет собой неотъемлемую часть общей системы образования и профессиональной подготовки. Актуальность затронутой исследовательской проблемы заключается в том, что до сих пор в массовом сознании людей, не наблюдается коренной перелом в сторону аксиологического отношения к любому проявлению жизни как к высшей ценности на Земле, как к «храму», а не как к «мастерской».
Причины обращения к данной теме в рамках образовательной деятельности Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (далее по тексту «Филиал») обусловлены рядом концептуальных идей, сформулированных педагогическим коллективом, среди которых основной является то, что образовательная цель заключается в освоении студентами социального опыта. Данный опыт, накопленный в результате бережного сохранения людьми знаний, умений и навыков, позволяет в совокупности использовать его для формирования поведенческих реакций в конкретных условиях [2, с. 11].
Кроме основной идеи, нами выделяются частные, так называемые «сопровождающие» основную, к которым нами отнесены: внутренняя психологическая потребность студентов быть нужным, реализация коммуникативной потребности, ярко выраженной в возрастной категории учащихся, интерес, проявленный к учебно-познавательной деятельности, авторитет, самореализация, расширение границ творческих и индивидуально-ресурсных возможностей [1, с. 137].
Проведение на базе Филиала ряда исследований, целью которых стала разработка модели эковолонтерской деятельности в образовательном процессе среднего профессионального образования, установление ее эффективности и решение ряда задач, среди которых: 1) формирование системы научных знаний как основы для развития сознания; 2) реализация коммуникативной потребности студентов данной возрастной категории; 3) развитие творческих и индивидуально-ресурсных возможностей студентов; 4) развитие навыков в поддержании устойчивого познавательного интереса к науке.
Педагогические наблюдения за поведенческими реакциями и учебными действиями студентов 1 курса, общее количество которых составило 60 человек, позволило обосновать преимущества привлечения эковолонтеров с точки зрения повышения качественных показателей реализации педагогических практик, среди них нами выделены:
— экономические с учетом объема выполняемой работы студентов в рамках общественно-полезной деятельности;
— идеологические, основанные на действенных педагогических стратегиях молодежного участия и равного обучения, в котором в качестве наиболее продуктивного способа воспитания выступает задействованность в процесс воспитания других, в качестве способа информирования – включенность в деятельность по информированию, а в качестве освоения информационного массива ее трансляция;
—коммуникативные, основанные на использовании студентов-эковолонтеров в качестве распространителей знаний и способов посредством учета основных положений подходов, практическая эффективность которых доказана при организации равного обучения, посредничества и лидерства;
— оценочные, реализуемые посредством механизма «взгляд со стороны», позволяющего применять его в качестве инструментария для оценки качества работы образовательного учреждения, готовящего конкурентоспособного специалиста.
— количественные, наблюдаемые в росте участников целевой аудитории, непосредственно задействованных в деятельности.
В ходе становления и последующего развития эковолонтерства в Филиале постепенно происходит накопление видов деятельности (экскурсии в природу, выпуск экологической газеты, участие в конкурсах «Природа и фантазия», изготовление скворечников), которые к настоящему времени адаптивно встроены и активно применяются. Среди них проведение теоретических и практических занятий, тренингов, массовых акций, выставок, соревнований, станционных игр, трансляция информации через консультирование и сопровождение, реализация творческой деятельности, сбор и обработка данных опросов и анкетирования, а также экспертная оценка качества проведенных мероприятий, в которой экспертами выступили преподаватели гуманитарных дисциплин в количестве 8 человек.
Эковолонтерская деятельность, реализуемая в Филиале, позволила выявить и систематизировать наиболее действенные механизмы реализации всех ее педагогических возможностей в виде эффективной модели, успешно реализуемой студентами-эковолонтерами на ООПТ Национального парка «Кисловодский».
Фундаментом организации реализуемой эковолонтерами деятельности является концептуальное основание, объединяющее в себе совокупность таких образовательных блоков, как практического, образовательного и творческого. В рамках каждого блока осуществляется деятельность, представленная в виде комплекса мероприятий, отобранных и реализуемых с соблюдением принципов целенаправленности, вариативности и взаимодополняемости. Каждый блок сформирован таким образом, чтобы максимально эффективно предоставить условия для формирования профессиональных компетенций с экологической составляющей в каждой из них (ценностно-смысловая компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного совершенствования и т.д.), грамотности и общей культуры.
Практический блок включает в себя эколого-просветительские мероприятия (размещение кормушек (осень), искусственных гнездований (весна), установка подкормочных площадок, научные исследования по мониторингу состояния почв, воды Национального парка «Кисловодский»).
Образовательный блок: экологические практикумы, эколектории, тематические беседы со специалистами разных биологических профессий.
Творческий блок объединяет в себе мероприятия, в которых эковолонтерам предоставлялась возможность для проявления креативности и инициативности в творчестве, это целая палитра экологических конкурсов, региональных экологических фестивалей, мероприятий, приуроченных к праздникам, памятным датам.
Планирование и непосредственная реализация мероприятий, включенных в комплекс совершенствующих мер образовательного процесса осуществляется специалистами из различных областей знаний. Такая консолидация создает необходимые условия для освоения студентами информационного массива в области экологии. Кроме того, междисциплинарная интегративность позволяет ориентировать и систематизировать осуществляемую студентами деятельность, направленную не только на оказание положительного воздействия на окружающий их мир, но и на освоение новых знаний, расширяя их кругозор.
В качестве результатов реализации данной модели в образовательный процесс Филиала можно назвать получение знаний, составляющих базовые представления об окружающем мире и происходящих в нем процессах; развитие навыков в поддержании устойчивого познавательного интереса к науке и исследовательской деятельности с применением современных методик и оборудования; формирование умений реализации методик личностного роста; креативного подхода; активной гражданской позиции в решении проблем современности.
Результаты исследовательской деятельности по установлению степени эффективности реализуемой в образовательном пространстве Филиала экспериментальной модели эковолонтерской деятельности позволили сделать вывод о действенности сформированной нами стратегии, ориентированной на достижение цели образовательного процесса – формирование умственного, нравственного, трудового и эмоционального развития личности, что дает основание для ее рекомендации в практике профессиональной подготовки современных педагогов.
В заключение хотелось бы отметить, что эковолонтерство, представляя ресурс для решения проблем формирования профессиональных компетенций в системе образования, до настоящего времени остается не полностью раскрытым потенциалом и инструментарием педагогического пространства, что позволяет сформулировать новые перспективные направления исследовательской деятельности, в частности, разработку интерактивного методического обеспечения, посредством которого становится возможным действенная реализация практик эковолонтерской деятельности. Следует подчеркнуть, что в сложившихся условиях становится возможным эффективно применение цифровых smart-технологий, которые становятся эффективным инструментарием для специалистов, включенных в процесс воспитания студентов в рамках профессиональной подготовки педагогов.
Литература:
1. Арсеньева, Т.Н. и др. Развитие экологического добровольчества (волонтерства) в образовательных организациях / Т.Н. Арсеньева, И.В. Козин, В.Е. Менников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2021. — № 3 (56). — С. 127-138.
2. Гасанова, Р.Р. и др. Современные методы педагогических взглядов А.С. Макаренко / Р.Р. Гасанов, Г.А. Маркова // Современное педагогическое образование – 2019 – №11 – С.9-12.
3. Дорохова, Н.В. и др. Экологическое волонтерство как перспективный инструмент развития экологического туризма / Н.В. Дорохова, Р.Х. Шамаилова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Экологические проблемы рекреационного использования горных лесов. — 2021. — С. 83-86.