Категория: Преемственность
Организация вариативной модели дополнительного образования в педагогическом колледже как условие профессиональной самореализации студентов
Развитие непрерывного педагогического образования в Хабаровском крае является одним из приоритетных направлений деятельности. КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» (далее – колледж) на протяжении 100 лет готовит специалистов со средним профессиональным образованием педагогического профиля. Краевой проект «Педкластер 27», реализуемый с 2015 года, стал инструментом, объединившим на первом этапе восемь образовательных организаций края. В настоящее время более тридцати образовательных и иных организаций продуктивно взаимодействуют в рамках единого образовательного пространства региона и России, используя инновационный метод достижения цели повышения качества подготовки педагогических кадров.
Основными направлениями сотрудничества выступают:
- внедрение современных моделей допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников;
- вовлечение работодателей в практическую подготовку студентов и оценку качества образования;
- организация дополнительного образования;
- повышение профессионального мастерства педагогических работников;
- организационные и образовательно-просветительские события.
Происходящие сегодня активные преобразования в социальной, экономической и политической сферах требуют системных изменений деятельности на всех уровнях российского образования. Система среднего профессионального образования (далее – СПО) должна быть восприимчива ко всему новому, иметь спрос у потенциальных заказчиков и работодателей, чутко реагировать на изменения рынка труда.
Одним из ресурсов, обеспечивающих мобильность системы СПО, выступает дополнительное образование, которое ориентировано на постоянное, последовательное приращение знаний, умений и компетенций слушателей в соответствии с потребностями производства, образовательной политики, личными интересами.
Колледж в настоящее время реализует широкий спектр программ дополнительного образования:
- дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, стажировки, профессиональная переподготовка);
- дополнительного образования детей и взрослых (допрофессиональная подготовка, общеразвивающие программы различной направленности).
В качестве заказчиков по получению дополнительного образования выступают различные категории граждан: педагогические работники, обучающиеся общеобразовательных школ, студенты учреждений высшего образования (далее – ВО) и СПО, в том числе студенты нашего колледжа.
Реализации программ дополнительного образования предполагает вариативность в выборе содержания и технологий, в формах и сроках обучения.
Обучение проводится с использованием мастерских, оснащённых оборудованием, соответствующим современным требованиям к материально-технической базе федерального проекта «Молодые профессионалы». В процессе обучения используются лекции, практические занятия, консультации, экскурсии в школы, детские сады, мастер-классы, тренинги и другие.
Курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка реализуется в различных форматах, в том числе с привлечением кадровых и материально-технических условий организаций-партнеров. Так, например, на базе Краевого центра образования открыта кафедра, деятельность которой направлена на улучшение качества подготовки квалифицированных специалистов, усиление практической составляющей образовательного процесса.
Одной из задач дополнительного профессионального образования выступает обеспечение преемственности СПО и ВО. Ни для кого не секрет, что с 2010 года в системе подготовки СПО упразднены многие педагогические специальности, такие как История, Иностранный язык, Математика, Русский язык и другие. В настоящее время мы видим, что это привело к повышению кадрового дефицита в общеобразовательных организациях.
Для того, чтобы расширить возможности трудоустройства выпускников и обеспечить преемственность СПО и ВО в колледже реализуются программы дополнительного профессионального образования, разработанные на основе профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования.
Перечень таких программ постоянно обновляется в зависимости от запросов студентов, от потребности в кадрах в регионе. Например, в 2021-2022 учебном году были реализованы следующие программы профессиональной переподготовки:
— Организация обучения математике в 5-6 классах (270 часов);
— Теория и методика обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (270 часов);
— Организация обучения русскому языку и литературе в 5-6 классах (270 часов).
Реализация данных программ осуществляется совместно с организациями высшего образования Хабаровского края:
— ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск;
— ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.
Совместный формат обучения по программам ДПО позволяет расширять диапазоны сотрудничества, взаимообогащать кадровый потенциал организаций. В процессе организации профессиональной переподготовки осуществляется совместная разработка программ, учебных планов, привлечение преподавателей вузов для участия в качестве лекторов теоретических занятий, проведения мастер-классов.
Студенты составляют большую часть слушателей по программам дополнительного профессионального образования. При этом каждый студент получает возможность выстроить индивидуальную траекторию профессиональной самореализации: на втором и последующих курсах можно получить дополнительную квалификацию, выбрав программы профессиональной переподготовки (ежегодно их число составляет не менее 200 человек); после окончания колледжа имеется возможность трудоустроиться не только по основному диплому, но и по дополнительной квалификации; при поступлении выпускника колледжа с дипломом о профессиональной переподготовке в высшее учебное заведение увеличивается мотивация к избранному виду деятельности.
Опыт работы Хабаровского педагогического колледжа в области организации дополнительного профессионального образования высоко оценен педагогическим сообществом в регионе, имеет статус краевого инновационного проекта (распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края колледжу от 01 июня 2022 г. № 636 присвоен статус инновационной площадки по теме «Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов»).
Таким образом, дополнительное образование выступает одним из механизмов повышения мобильности и компетентности современного педагога и ресурсом, обеспечивающим консолидацию ресурсов колледжа и организаций высшего образования. Выстраивание работы на основе принципов открытости, вариативности, социального партнёрства, профессионально-этической взаимоответственности, информационной мобильности позволяет обеспечить эффективность данного направления деятельности.
Список источников:
- Вологжина Е.М., Гостев Г.М. Педагогический образовательный кластер как условие инновационного развития системы подготовки педагогических кадров для социальной сферы Хабаровского края // приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» – 2018.- № 2. – С.15-19. – URL: https://pc.ipc39.ru/attachments/article/461/pril_prof
- Вологжина Е.М., Соболь Л.П. Педагогический кластер: новые направления и возможности // Вестник образования Хабаровского края. – 2020. — № 4. – С. 8 – 13
- Развитие современного образования в условиях трансформационных процессов: сборник тезисов по материалам XXVIII межрегиональной научно-практической конференции, 17-18 мая 2022 года, г. Хабаровск / oтв. peд. Мальцева О.А.– г. Хабаровск, КГБ ПОУ ХПК – 322 с.