Категория: Преемственность
Преемственность между колледжем и вузом в подготовке педагогических кадров
Изменившиеся социально-экономические условия в стране, конкуренция на рынке труда по-новому ставят вопросы о необходимости значительного повышения качества подготовки специалистов в области материального производства, современных технологий и экономики. Для повышения качества подготовки специалистов требуется объединение усилий всех общеобразовательных учреждений: школ, колледжей, профессиональных училищ, ВУЗов и т.д. «Причем, учитывая все возрастающее стремление молодежи к получению высшего образования (это объективная общемировая тенденция), особенно актуальным становится проблема интеграции средних учебных заведений с вузами».
В системе непрерывного профессионального образования преемственность является базовым механизмом. Исследователи проблемы преемственности в профессиональном образовании отмечают, что интеграция между средним профессиональным и высшим учебным заведением позволяет эффективно решать региональные проблемы ускоренной и качественной подготовки специалистов.
Колледж СФ УУНиТ (БашГУ) берет свое начало в 2008 году, когда впервые в истории СФ БашГУ был осуществлен первый прием студентов на базе 9 классов по специальностям среднего профессионального образования. Первыми преподавателями колледжа стали преподаватели филиала. Но необходимость интегрировать выпускников школ после 9 класса в образовательное пространство ВУЗа привела к тому, что уже в январе 2011 года в рамках реализации программы интеграции СПО в системы ВПО на базе СФ БашГУ было создано структурное подразделение – колледж.
Многоступенчатая система профессионального образования ориентирована на подготовку специалиста по разным уровням квалификации, ее суть заключается в создании целостной системы взаимодействующих через координацию и взаимную адаптацию учебных планов и программ образовательных учреждений.
Целью преемственности колледжа СФ УУНиТ и вуза стала подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена, имеющих уровень квалификации, достаточный как для самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с потребностями регионального рынка труда, так и для продолжения обучения в университете по сокращенным образовательным программам высшего образования.
Преемственное согласование учебных планов и программ колледжа и вуза приводит к высвобождению значительного резерва времени, которое в вузе можно использовать для более активного вовлечения студентов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу. Интеграция рассматривается как необходимая составляющая педагогического процесса, позволяющая осуществлять преемственность, которая выступает как фундаментальное требование к деятельности субъектов образовательного процесса в системе «педагогический колледж-вуз». Причем, на каждом этапе развития учитывается, преемственность комплекса знаний, умений, качеств личности и прогнозируется перспектива их интеграции на будущее. В результате выпускники среднего образовательного заведения первой ступени, становятся особым резервом для повышения своего второго уровня квалификации в вузе.
Колледж СФ УУНиТ имеет неоспоримые преимущества: максимальное использование имеющейся учебно-методической базы филиала университета (научно-исследовательский потенциал кафедр СФ УУНиТ, библиотечные фонды и т.д.), максимальное привлечение кадрового потенциала СФ УУНиТ в учебную и научно-методическую работу, разработка и апробация интегрированных учебных планов и программ.
Колледж ориентируется на складывающиеся реальные условия, специфические требования и в зависимости от них создает структуру подготовки специалистов, которая включает в себя систему непрерывного профессионального образования (колледж-вуз).
Материально-техническая база колледжа позволяет создать преемственность, необходимую для профессионального обучения. Колледж располагается в отдельном здании, где имеются учебные кабинеты с мультимедийным оборудованием, компьютерные классы. Кабинеты колледжа подключены к единой локальной сети филиала университета. Вместе с тем, чтобы хорошо подготовиться к занятиям, обучающиеся пользуются фондами библиотеки филиала, все студенты колледжа имеют личный кабинет в электронной образовательной сети СФ УУНиТ.
Студенты колледжа имеют прекрасную возможность жить насыщенной, творческой, научной жизнью студентов СФ УУНиТ: это яркие, незабываемые встречи, концерты, КВН, конференции, олимпиады, круглые столы, семинары, мастер-классы, дни открытых дверей между колледжем и вузом, профориентационная работа по городам и сельским местностям Республики Башкортостан в средние общеобразовательные и малокомплектные сельские школы. Социокультурная среда колледжа представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.
Если у студентов колледжа возникают проблемы в адаптации, в учебном процессе, студенты вуза кафедры психолого-педагогического образования проводят различного рода тренинги, развивающие упражнения, профессионально ориентированные игровые методики. На этой основе можно гораздо эффективнее формировать личность учителя и осуществлять личностный подход в его профессиональной подготовке, благодаря чему осуществляется преемственность колледжа и вуза.
Список источников:
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2010. 576 с.
2. Мартыненко О.И. Формирование общей культуры будущего специалиста в системе «колледж–вуз»: на примере педагогического колледжа и вуза: дис. к.п.н. Астрахань, 2009. 19 с.
3. Легенчук Д.В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 96–103.
4. Старикова Л.Д. Непрерывность образования в обеспечении жизненного успеха личности // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 36–42.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04 октября 2000 года № 751 Электронный ресурс // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 13.03.2018).