Категория: Наставничество
Мастер-класс «Наставничество как эффективный метод по обеспечению процесса адаптации и профессиональному становлению личности»
Президент РФ В.В. Путин считает: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные это хорошо понимают и делают все, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков»
С 2021 года в соответствии с распоряжением Департамента образования Владимирской области от 07.12.2021 № 1265 «Об организации внедрения целевой модели наставничества на территории Владимирской области» в ГАПОУ ВО «Гусевский стекольный колледж имени Г.Ф. Чехлова» реализуется целевая модель наставничества по формам «педагог-педагог», «педагог-студент», «студент-студент», «работодатель-студент».
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование».
Одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа подопечного – это успех наставника и, в конечном итоге, успех всего образовательного учреждения и системы образования в целом. Как сказал французский философ Мишель де Монтень, «чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому…»
Цель нашей работы: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации.
Задачи:
- Улучшение показателей колледжа.
- Раскрытие профессионального потенциала наставляемого.
- Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации наставляемого.
- Создание эффективного обмена профессиональным опытом.
В ноябре 2021 года к нам в колледж пришел молодой специалист, преподаватель специальных дисциплин Сорокин Сергей Сергеевич. Опыта преподавания у него не было, так же как и педагогического образования. Сергей Сергеевич имеет высшее образование в сфере автомобильного транспорта. Долгое время работал по профессии. По воле жизненных обстоятельств решил попробовать себя в роли педагога. Т.к. педагогического опыта у него не было, но имелся большой багаж знаний по преподаваемым предметам, руководством колледжа было принято решение назначить ему наставника, чтобы не потерять специалиста. Приказом по колледжу я, Малинская Светлана Владимировна, была назначена наставником молодого специалиста. В колледже разработан локальный акт «Положение о программе наставничества». Согласно положению о наставничестве необходимо ознакомить начинающего педагога с основными обязанностями и требованиями, а также изучить деловые и нравственные качества преподавателя. Также необходимо оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. В соответствии с этим мною была составлена программа по реализации намеченных целей и поставленных задач.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего педагога было проведено и проанализировано входное анкетирование и в соответствии с этим составлена дорожная карта по реализации намеченных целей.
Большое внимание уделяется вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодые преподаватели, не имеющие опыта работы со студентами, часто бывают прямолинейными, легко возбуждаются, кричат, угрожают: «Последний раз тебе говорю», «Марш из класса!», «Без родителей не приходи!» и т.д. Студенты отвечают неприязнью, стараясь задеть преподавателя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. И этому искусству научиться нелегко. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо. Успех молодого специалиста нередко зависит от «пустяков» — одежды, голоса, жестов, случайных замечаний.
Мастер-класс: Разбор педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все студенты успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на студента, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил:
«Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия» (видео ситуации).
КАК ВЫ ОТРЕАГИРУЕТЕ НА ЭТО?
1. «Вот тебе и на!»
2. «А что тебе смешно?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Люблю веселых людей».
6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение» (правильный ответ)
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО БЫ БЫЛО, ЕСЛИ БЫ ПЕДАГОГ ОТРЕАГИРОВАЛ ИНАЧЕ (видео продолжение)
Ситуация 2. Студент говорит преподавателю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет» (видео ситуации).
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ НА ЭТО РЕПЛИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится» (правильный ответ).
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу»
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО БЫ БЫЛО, ЕСЛИ БЫ ПЕДАГОГ ОТРЕАГИРОВАЛ ИНАЧЕ (ВИДЕО ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ПРОВЕДЕМ АНАЛИЗ СЛЕДУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ КРАТКИЙ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ (ОЦЕНКА СИТУАЦИИ – ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – РЕШЕНИЕ)
Ситуация 3. Профессиональная этика. Урок информатики. Примерно за 10 минут до конца урока, педагог вызывает к доске Никиту. Он должен составить программу на языке Pascal, используя алгоритм, изученный на уроке. Звенит звонок. Педагог просит всех выйти из класса, а Никиту остаться и решить задачу. Но учащиеся не уходят, а обступают Никиту, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты что, совсем глупый», «Это же совсем просто» и т.д. В результате это начинает раздражать Никиту, и он просит педагога, чтобы она попросила остальных выйти из класса. Педагог подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай, Никита. Ты даже простую программу не можешь правильно составить». Учащиеся начинают смеяться, а Никита хватает портфель и выбегает из класса (видео ситуации).
Оценка: Конец урока. Все уже расслабились, в том числе и Никита. Он просто по своей рассеянности неправильно переписал задачу, и сам не смог найти ошибку. Он обратился за помощью к педагогу, так как она всегда помогает, если что-то не получается.
Прогноз: Никита надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как одноклассники, то есть посмеялась над ним. Скорее всего, она не хотела обидеть своего ученика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Никиты, она могла бы предположить финал данной ситуации. Скорее всего, Никита обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации. На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но, возможно, Никита не поможет своему однокласснику в аналогичной же ситуации, а посмеется вместе с остальными.
Решение: Педагог могла попросить других учеников выйти из класса и осталась бы с Никитой один на один. Попросила бы его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример.
Т.к. у наставляемого нет педагогического образования и он не владеет педагогическими приемами, а одной из наших задач как раз и является изучение этих приемов, то мы заранее продумываем и разбираем подобные ситуации, чтобы в дальнейшем их избежать.
Подводя итоги, хотелось бы озвучить имеющиеся результаты нашей работы:
1. Прошел курсы повышения квалификации по темам:
— Создание интерактивных тестов средствами социальных сервисов Интернет.
— Реализация профессиональных задач педагога СПО с использованием региональных информационных систем (Электронный колледж и Банк инновационных педагогических практик).
— Разработка интерактивного обучающего средства в сфере профессионального образования.
— Между «хочу и надо» — формирование мотивационной сферы подростка.
2. Принял участие в региональном конкурсе методических разработок, где занял 1 место в номинации «Электронный учебник».
3. Прошел стажировку на рабочем месте.
4. Провел внеклассное мероприятие «Своя игра» со студентами 2 и 3 курсов.
5. Принял участие в работе стажировочной площадки в рамках ФП «Профессионалитет» в качестве куратора.
6. Принял участие в региональном конкурсе «Лучший педагог наставник – 2022» в качестве наставляемого.
7. Проходит курс переподготовки «Преподаватель СПО».
8. Активно готовится и формирует портфолио к предстоящей аттестации.
Это наши успехи практически за год совместной работы. На достигнутом, конечно же, не остановимся, будем дальше совершенствоваться и развиваться, т.к. наставничество — это процесс долгий и трудоемкий, который не ограничивается только передачей навыков и педагогического опыта.
Как говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «учитель живет до тех пор, пока учится, если он перестает учиться – в нем умирает учитель».
Наш девиз: «Только успешный педагог сможет воспитать успешного студента».