ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Формирование у студентов педагогических колледжей методической компетентности в рамках изучения профессионального модуля ПМ.05 «Методическое обеспечение образовательного процесса»

31
Автор: Огурцова Светлана Владимировна, преподаватель ГБПО г. Москвы «МПК»
Категория: Традиции и инновации

Повышение качества подготовки будущих педагогов дошкольного образования является в настоящее время первоочередной задачей образовательных организаций СПО. Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта «Педагог» и других нормативных документов, используемых в организации деятельности детских садов, определяют необходимость формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся с учетом переосмысления основных направлений деятельности в том числе и методической [3]. Методическая работа – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, конкретном анализе образовательного процесса, целями которой являются всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога; развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом; совершенствование образовательного процесса; повышение качества и эффективности учебного процесса; достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей (К.Ю.Белая, Л.П.Ильенко, А.М.Моисеев, И.В.Никишина) [4]. Поскольку методическая работа является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров выпускники педагогических колледжей должны быть готовы к участию в инновационной, исследовательской и проектной деятельности.

Профессиональный модуль 05. «Методическое обеспечение образовательного процесса» включает в свое содержание теоретический и практический материал, который помогает студентам получить практический опыт разработки методических материалов на основе примерных материалов с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; создания предметно-развивающей среды в группе; систематизирования и оценивания педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; оформления педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений; участия в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования [4].

В программе профессионального модуля 05. предусмотрены практические и теоретические занятия, а также учебная и производственная практика. На теоретических занятиях студенты получают знания о нормативной и методической документации, которая регламентирует деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Знакомятся с программой развития ДОО, основной образовательной программой дошкольного образования, годовым планом работы, а также документацией воспитателя. Для того чтобы усвоение теоретического материала проходило более эффективно, организуется работа с официальными сайтами базовых детских садов, где размещены нормативные документы конкретной образовательной организации. Таким образом, изучая документацию, студенты могут отметить особенности, которые отражают индивидуализацию и вариативность данной дошкольной образовательной организации. Изучая подходы и требования к планированию образовательного процесса, обучающиеся демонстрируют свои знания на практических уроках, разрабатывая календарно – тематическое планирование на определенный период и с учетом темы недели.

Важным условием методической деятельности воспитателя в современной системе дошкольного образования является доступ педагога к различным источникам методического и научного обеспечения. Чтобы студенты наиболее полно получили представление о видах методической деятельности воспитателя, в рамках уроков моделируются ситуации, в которых обучающиеся погружаются в работу семинаров, круглых столов, педагогических советов, а также являются организаторами и участниками деловых игр. Изучая и систематизируя педагогический опыт в рамках профессионального модуля 05. «Методическое обеспечение образовательного процесса», студенты не только знакомятся с понятием «передовой педагогический опыт», с показателями отбора передового педагогического опыта, методикой изучения передового педагогического опыта, но и создают свой персональный сайт. Для создания сайта мы используем платформу Тильда. Данная платформа позволяет собрать свои работы и презентовать их. Создать сайт по готовому шаблону, наполнить контентом, подобрать дизайн и обложки, разделить материал по тематикам. Выполняя данное практическое задание, студенты формируют профессиональные компетенции 5.3, 5.4. Основу педагогической деятельности, как отмечено в профессиональном стандарте «Педагог», составляют проектировочные способности. Проектная деятельность предполагает создание проектного продукта, который может быть представлен в материальной или интеллектуальной форме. Основным проектным продуктом можно считать фрагмент рабочей программы воспитателя, который студенты разрабатывают в ходе учебной и производственной практики по профессиональному модулю 05. и представляют на квалификационном экзамене в форме защиты проекта, сопровождая свое выступление презентацией и научным отчетом или докладом. Используя данный формат квалификационного экзамена, обучающиеся подтверждают сформированность профессиональных компетенций профессионального модуля 05, а также получают опыт публичного выступления, который потребуется при защите выпускной квалификационной работы.

В профессиональной подготовке будущих воспитателей особое место занимает исследовательская деятельность. Погружаясь в данный вид деятельности, обучающиеся приобретают навыки творческой исследовательской деятельности, самостоятельного решения познавательных, познавательно- исследовательских и учебно-исследовательских задач [1].

В ФГОС СПО предъявляются требования к обязательному выполнению исследовательских работ, таких как курсовая работа и выпускная квалификационная работа. В рамках профессионального модуля 05. выполняется курсовая работа, которая является видом исследовательской деятельности. Подготовка курсовой работы помогает студентам развивать умения решать исследовательские задачи. Обучающиеся учатся самостоятельно ориентироваться в научной литературе и в дальнейшем применять на практике теоретические знания. Тематика курсовых работ связана с спецификой профессионального модуля 05., что позволяет более глубоко погрузится в вопросы, связанные с деятельностью методической службы дошкольной образовательной организации, которая представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога. Особенно актуальными для исследования являются инновационные методы. Инновации характерны для любой деятельности человека, являясь результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. Инновационная деятельность педагога имеет определенный алгоритм и от момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов и даже после этого процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. С целью закрепления знаний, связанных с инновационной работой воспитателя, студенты выполняют проект «Исследование педагогического опыта педагогов» и составляют рекомендации по результатам исследования педагогического опыта с предложениями внедрения в педагогическую деятельность технологий обучения и воспитания, авторских методик и системы методов, средств и форм обучения и воспитания.

Таким образом, система теоретических и практических занятий, использование практикоориентированных заданий, инновационные формы проведения квалификационного экзамена позволяют утверждать, что у студентов педагогического колледжа формируются методические компетенции. Данный опыт работы демонстрирует эффективность применяемых методов, средств и форм организации обучающихся на занятиях и во время прохождения учебной и производственной практики.

Список литературы:

  1. М.П. Нечаева, Г.А. Романова Система методической работы в дошкольной образовательной организации/ М.П. Нечаева, Г.А. Романова. – М.ТЦ сфера, 2022. – 112 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.firo.ru/wp – content/
  3. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога ФГОС (+CD). – Волгоград: Учитель, 2015.
  4. Шашенкова Е.А. Методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных организациях: учеб. для студ. Учреждений сред.проф.образования/Е.А. Шашенкова, Н.А. Воробьева, М.В. Воробьева; под ред. Е.А.Шашенковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.
Формирование у студентов педагогических колледжей методической компетентности в рамках изучения профессионального модуля ПМ.05 «Методическое обеспечение образовательного процесса»

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18