Категория: Традиции и инновации
Система работы по формированию учебно-исследовательской компетенции будущих специалистов начального образования в рамках деятельности студенческого учебно-исследовательского общества «Прометей»
Целями предстоящего десятилетия названы привлечение молодежи в науку, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных для страны задач, повышение доступности информации о достижениях российской науки для граждан.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (для профессиональных образовательных учреждений — это виды деятельности, определяемые стандартом специальности).
В качестве одного из наиболее важных факторов развития исследовательской компетенции у студентов, будущих специалистов начального образования, выступает систематическое пошаговое «погружение» в учебно-исследовательскую деятельность в ходе осуществления работы в студенческом учебно-исследовательском обществе. Подобный подход объясняется тем, что выработка некоего алгоритма, изучение приёмов построения исследования и грамотное оформление учебно-исследовательской работы позволяет первокурсникам на всём протяжении обучения в колледже совершенствовать этот навык. Таким образом, студенты 1 курса Белгородского педагогического колледжа, входя в студенческое учебно-исследовательское общество, приобретают опыт написания и публичной защиты своих научных изысканий, к окончанию обучения в педагогическом колледже получают хорошую базу для занятия научно-исследовательской деятельностью в высших учебных заведениях.
В нашем колледже для решения проблемы формирования учебно-исследовательской компетенции студентов выступает систематическая целенаправленная работа в студенческом учебно-исследовательском обществе.
Цели и задачи студенческого учебно-исследовательского общества:
— формирование у студентов интереса к глубокому изучению наук, научно-исследовательской и рационализаторской работе;
— обучение студентов методологии исследований, работе с научной литературой, современным информационным технологиям;
— привитие обучающимся интереса к самостоятельному накоплению знаний в различных областях науки и практики;
— развитие познавательной активности студентов и их творческих способностей.
Система работы по формированию учебно-исследовательской компетенции обучающихся в процессе применения активных методов обучения в ходе работы студенческого учебно-исследовательского общества «Прометей» предполагает организацию систематической деятельности студентов по следующим направлениям:
- Научно-координирующее
- Интеллектуально-развивающее
- Учебно-координирующее
- Издательское
- Информационное
Формами работы, используемыми в деятельности студенческого учебно-исследовательского общества «Прометей», являются:
— научно-практические конференции, круглые столы, предметные олимпиады;
— экскурсии в Центр коллективного пользования «БелГУ», Центр молодёжного инновационного творчества «Метаморфоза» Белгородской технологической академии им. В. Г. Шухова», Центр селекции и семеноводства Белгородского государственного аграрного университета им. В. Я. Горина;
— выступление лекторских групп, подготовка видеороликов исследовательской тематики;
— организация защиты проектов, предзащита дипломных проектов выпускных групп.
Обучающиеся педагогического колледжа являются участниками традиционных выставок «Прикоснись к науке» в рамках Областных фестивалей науки, становятся победителями региональных и городских интеллектуальных игр. Студенты стали победителями Всероссийского конкурса-фестиваля экологических проектно-исследовательских, творческих работ обучающихся, а также эковолонтёрских практик «ТЭКО-СТАРТ» в г. Москве (2022 г.), областного конкурса активистов школьных музеев «Россия – моя Родина» (2022 г.), III Регионального конкурса научно-исследовательских работ «Мой край, горжусь тобой» (2022 г.).
Применяемые нами современные технологии направлены на то, чтобы вовлечь большее количество молодых людей в учебно-исследовательскую деятельность. Лучше всего решает эту задачу организация групповой работы обучающихся в рамках деятельности студенческого учебно-исследовательского общества «Прометей». Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приёмов, причём, более всего для этого подходит широко применяемый сегодня системно-деятельностный подход, в ходе которого деятельность является основой развития индивидуального сознания, личности человека.
Таким образом, применение подобных форм и методов работы позволило добиться определённых успешных результатов: наблюдается рост числа желающих принять участие в учебно-исследовательских и научно-исследовательских конференциях, защитах проектов и т. д. Вместе с тем, учебно-исследовательская деятельность формирует у студентов такие ценные качества личности, как трудолюбие, ответственность, целеустремлённость.
Полученные компетенции необходимы для осуществления исследовательской работы с обучающимися начальных классов. В Белгородской области стали традиционными для начальной школы конкурсы «Первые шаги в науке», «Я – исследователь».