Категория: Наставничество
Роль наставничества в практической подготовке молодого специалиста в области дошкольного образования
Иногда наш огонь гаснет,
но другой человек снова раздувает его.
Каждый из нас в глубочайшем долгу перед теми,
кто не дал этому огню погаснуть.
Альберт Швейцер
В последние годы в условиях быстрого темпа развития инновационных и цифровых технологий в образовании остро встаёт вопрос обеспечения дошкольных образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами. В связи с этим актуальна проблема подготовки молодых специалистов, активных и компетентных педагогов, способных соответствовать профессиональному стандарту и быстроизменяющимся условиям. Как подготовить молодых специалистов, чтобы минимизировать психологические трудности и повысить эффективность их профессиональной деятельности с первых рабочих дней? Решение данной проблемы мы видим в системе наставничества, которая постепенно становится центральным звеном практической подготовки студентов специальности Дошкольное образование в нашей образовательной организации.
С 2013 года на базе Сарапульского колледжа социально-педагогических технологий и сервиса был организован Инновационный ресурсный центр дошкольного образования УР как площадка Российской Академии Образования, и уже с этого времени в процессе подготовки будущих воспитателей начинает формироваться программа наставничества на специальности Дошкольное образование.
Данная программа предполагает активную работу нескольких моделей наставничества: “Преподаватель-студент”, “Студент-студент”, “Работодатель-студент”. Участники программы наставничества определяются в начале учебного года на собраниях специальности и предполагают добровольное, заинтересованное участие как наставников, так и наставляемых.
Модель “Преподаватель — студент”
Основным условием практической подготовки студентов специальности Дошкольное образование в колледже является ведение профессиональных модулей преподавателями, имеющими большой опыт работы в детских садах, как и предполагает сейчас новый стандарт СПО. В данное время 90% преподавателей, работающих на этой специальности, имеют педагогический стаж в ДОУ 10 лет и более. Для того, чтобы формировать у студентов профессиональные компетенции, преподаватель должен сам владеть ими на высоком уровне. Для обучения студентов педагоги, ведущие профессиональные модули, используют свой практический опыт, демонстрируя на собственном примере ту или иную методику. Чаще всего для этого применяются тренинги: преподаватель в роли воспитателя, студенты в роли детей.
Следующим важнейшим шагом в практической подготовке студентов становится открытие на базе колледжа Центра игровой поддержки ребёнка “Кроха+” в 2013 году, основной деятельностью которого является проведение развивающих занятий для детей раннего и дошкольного возраста. Здесь в вечернее время проводятся кружки и студии для детей по различным направлениям. Руководителями этих кружков изначально являются преподаватели колледжа. За каждым преподавателем закреплены студенты 3-4 курсов, которые принимают участие в проведении занятий в качестве дублёров.
Студенты, продемонстрировавшие высокий уровень освоения профессиональных компетенций по направлению кружка, сами становятся его руководителями и самостоятельно организуют занятия, преподаватель же остаётся консультантом. Таким образом, студенты ещё в период обучения получают первые профессиональные пробы, и благодаря своим наставникам, осваивают различные технологии дошкольного образования в реальных условиях.
Модель “Студент -студент”
Для повышения мотивации к освоению профессии воспитателя для первокурсников организуются студентами старших курсов мастер-классы по современным технологиям дошкольного образования. Первокурсников привлекают и к реальной работе с детьми дошкольного возраста. Для этого выбираются студенты-наставники из числа старшекурсников, участвующих в организации кружков ЦИПРа “Кроха+”, за ними закрепляются студенты младших курсов. Студенты-наставники привлекают своих “учеников” к совместному проведению занятий с детьми по выбранному ими направлению в качестве помощников. Наставляемые организуют фрагменты занятий под руководством старших студентов в роли соведущих или игровых персонажей. Это даёт возможность первокурсникам понять особенность выбранной профессии, представлять основные задачи, которые предстоит решить в процессе освоения профессиональных предметов, а также почувствовать себя значимым членом студенческого коллектива.
Модель “Работодатель — студент”
Для реализации данной модели необходима совместная работа колледжа и дошкольных образовательных организаций. Поэтому уже несколько лет Инновационный ресурсный центр колледжа организует совместные проекты “Педагогический комплекс: педагогический колледж — детский сад” и “Лаборатория детских инициатив”. Данные проекты предусматривают организацию студентами 4 курса на базе детских садов вечерних клубов для детей и образовательных событий, тесное сотрудничество студентов с педагогами ДОУ по организации развивающей среды группы, работы с родителями. В рамках данных проектов наставниками выступают воспитатели ДОУ, а координационную деятельность осуществляют два куратора — методист ДОУ и преподаватель колледжа. Содержание проекта включает в себя использование современных образовательных технологий в организации образовательного процесса с детьми 5-7 лет. Роль воспитателей-наставников заключается в создании условий для эффективной работы студентов с детьми и методическую и консультативную помощь в планировании и организации совместной деятельности. Студенты проводят образовательную и совместную деятельность с детьми по той или иной теме под руководством воспитателя-наставника, анализируют ее результаты и вместе с наставником обсуждают дальнейшую работу воспитателей с детьми по закреплению пройденной темы в игровой деятельности и варианты обогащения образовательной среды в рамках этой темы для самостоятельной деятельности детей. Так образуется настоящий тандем «воспитатель-студенты», работа которого строится в атмосфере сотрудничества.
Использование в практической подготовке студентов всех трех моделей наставничества даёт положительные результаты, а именно:
-Уверенное трудоустройство в дошкольные образовательные организации. Студенты уже в процессе обучения работают в детских садах и организациях дополнительного образования детей дошкольного возраста.
-Студенты 4 курса участвуют в проведении практикумов на курсах повышения квалификации для педагогов ДОУ по цифровым технологиям в дошкольном образовании и занятий «Педагогический класс» для выпускников школ.
-Выпускники специальности ежегодно успешно сдают Демонстрационный экзамен.
— Ежегодно повышается процент выпускных работ проектного типа, многие из них включают в себя разработанную программу дополнительного образования детей дошкольного возраста по наиболее актуальным направлениям дошкольного образования.
Самым главным результатом мы считаем отзывы работодателей о молодых специалистах, трудоустроившихся в ДОУ. Работодатели отмечают, что выпускники, участвующие в программе наставничества отличаются сильной мотивацией к профессии воспитателя, самостоятельностью и способностью к самообразованию, умением работать с информацией. Они легко адаптируются к коллективу, инициативны, и в первый же год работы стремятся участвовать в конкурсах профессионального мастерства, в инновационной деятельности ДОУ, «горят» своей профессией и показывают высокие профессиональные результаты.