ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

183
Автор: Никитина Ирина Альбертовна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Спецраздел НГК

Еще 100 лет назад умение говорить на иностранном языке являлось показателем образованности человека и принадлежности его к высшему обществу. Однако в нашем веке, особенно за последние 20 лет, глобализация, урбанизация и развитие интернета серьёзно изменили роль иностранного, в частности, английского языка. Сегодня владение английским языком не ассоциируется с элитарностью, а считается экономическим преимуществом. Английский язык становится базовым навыком для работников во всём мире точно так же, как грамотность два века назад была привилегией элиты, а сейчас стала обязательной для любого просвещённого гражданина. Как и грамотность, английский язык даёт возможности для роста, определяет пригодность к трудоустройству и расширяет горизонты. Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. В наши дни английский язык превратился в международный язык общения. Английский язык является государственным языком в 53 странах. Одна треть населения мира разговаривает на английском языке.

Английский язык стал обязательным компонентом обучения в образовательных организациях различного уровня. Однако при обучении преподаватели иностранного языка сталкиваются с рядом трудностей. Говоря о системе СПО, необходимо упомянуть о том, что часто обучение происходит по учебникам отечественных издательств, уровень которых оставляет желать лучшего, учебные пособия профессиональной направленности перегружены грамматикой и, зачастую, ненужной для студентов лексикой, тексты написаны на далеком от современного, адаптированного для студентов языке.

Вероятно, было бы более целесообразно предоставить возможность   преподавателям право выбора учебников. Ведь, как показывает практика, уровень усвоения знаний при работе с аутентичными учебниками у обучающихся выше, чем при работе с отечественными УМК. Можно выделить и такую проблему, как навязывание учащимся сложных информационно-грамматических и одновременно малоупотребляемых систем. В странах, где английский язык является основным, такому грамматическому материалу уделяется значительно меньше внимания. Так, в английской средней школе «Перфектные времена» не изучаются вообще. В первую очередь, необходимы крепкие базовые знания. На сегодняшний день технологии меняют процесс обучения. Доступ к интернет-ресурсам на занятиях даёт возможность пользоваться самыми современными материалами. В отличие от учебников цифровой контент постоянно и беспрепятственно редактируется, что позволяет обновлять его в соответствии с меняющейся обстановкой, в том числе и языковой. Технологии также позволяют изучающим английский язык связываться друг с другом или с носителями языка, а также с теми людьми, общение с которыми возможно только на английском.

Это лишь те проблемы, которые лежат на поверхности, но серьёзно мешают повышению качества знаний студентов, а значит решать их нужно в первую очередь. Однако преподаватели иностранного языка сталкиваются и с другими сложностями при обучении иностранному языку. Одна из трудностей заключается в отсутствии у студента действенных и актуальных мотивов овладения английским языком и влияния родного языка. С раннего детства в таких мотивах нет необходимости, так как ребенок владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, основные жизненные интересы. Таким образом, студент не видит смысла в изучении языка, ссылаясь на то, что он не будет им пользоваться. Мотивация – это важная образовательная проблема, и преподавателю необходимо так заинтересовать студентов, чтобы они с интересом и желанием познавали что-то новое. Практически у каждого преподавателя периодически возникает вопрос: какую среду нужно создать для мотивации на занятии. Задача, стоящая перед педагогом образовательной организации среднего профессионального образования (СПО), на самом деле очень сложная, так как обучающиеся поступают со средним, а иногда низким уровнем знания иностранного языка. Логическим продолжением этого являются личностные психологические барьеры, которые возникают у части студентов: неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь плохих оценок. Третья трудность – отсутствие систематических занятий и реального общения с носителями английского языка.

Как же решить эти проблемы? Однозначного ответа на этот вопрос нельзя найти. Существует множество путей для решения данных задач:

1. Одним из путей повышения качества преподавания иностранного языка является раннее начало обучения. Раннее обучение иностранному языку (6-7 лет) создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к многообразию мира, уважение к культуре других народов.

На мой взгляд, процесс обучения английскому языку в школе должен быть значительно упрощен. Материал должен преподноситься доступно и понятно каждому школьнику, грамматические основы должны разъясняться просто.

2.Повышение мотивации обучающихся в изучении иностранного языка при помощи различных форм, методов обучения. Вопросы учебной мотивации активно исследуются современными учёными, преподавателями, методистами, и для их решения требуются время и огромные усилия. Например, можно определить группу студентов, которые имеют самую низкую мотивацию и предлагать им более доступные задания. Ежемесячный рейтинг по успеваемости – это ещё один вид мотивации. Его, как правило, проводят на первом курсе обучения. Проверка материала с опорой на ответы другими студентами является весьма эффективной при обучении иностранному языку. Проблема мотивации является распространенной во всех учебных заведениях и только личностно ориентированный подход преподавателя, знание своих обучающихся, а также кропотливый труд смогут изменить ситуацию.

3. Психологический барьер. В моей практике это самая распространенная проблема. Студент знает достаточно, сказать не решается. Попадая в языковую ситуацию, теряется, боится, что скажет неправильно и предпочитает молчать. Я убеждена, что очень важную роль в решении этой проблемы играет атмосфера занятия. Мозг человека устроен так, что знания, полученные в состоянии стресса, быстро стираются. Задача преподавателя — смягчить стрессовую ситуацию. Крайне опасно следить за каждым словом студента, исправлять каждую ошибку на протяжении всего урока. В сознании студента может прочно закрепиться мысль, что он не может говорить без ошибок, а с ошибками стыдно. Основная задача преподавателя — это помочь научить выражать свою мысль чужим языком, не боясь ошибиться.

4. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения языка. Учить английский язык надо так, чтобы само обучение стало практикой. Также при изучении английского языка необходимо создать для студента условия, близкие к реальному общению. Это могут быть различного рода кружки, дебаты, викторины, конкурсы и т.д. Производить обучение английскому языку необходимо на английском. Язык надо не просто учить, им надо пользоваться.

5. Регулярность занятий. Необходимо увеличить объем учебного времени, отводимого на изучение иностранного языка. Студенты лишены возможности реального общения, поэтому изучать английский язык надо каждый день.1 час в день нужно посвящать изучению английского языка.

Знание языка — это показатель успешности и образованности человека. Студенты, владеющие языками, имеют более высокие шансы получить престижную работу, став квалифицированными специалистами. 

Список литературы

  1. Кобер П. В. Мотивационные стратегии при обучении английскому языку. – М.: Педагогика, 2015. – 56 с.
  2.  Крылова М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 86-95.
  3.  Остапенко И. А. Мотивация как основное психологическое условие обучения студента вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 40. – С. 49-53.
  4. Martin Hewings Advanced Grammar in Use, Cambridge University Press, 2001.

          120 секретов английского языка. Виктор Миловидов. Изд. «Айрис»

5 .      Идиоматика в английской речи. К.Г.Середина. Изд. «Просвещение».

6. Пособие по грамматике современного английского языка. Т.А. Барабаш. Изд. «Международные отношения»

7.http://pedsovet.su Каминская С. И. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка.

8. http://na-journal.ru Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Зайцева С.Е.

9. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер с англ. — СПб.: Евразия, 2009.

10. Хеккаузен X. Мотивация и деятельности. — М.: Просвещение, 2010.

11. http://www.dissland.com Касаткина Н. Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей.

12. http://www.rae.ru Педагогические науки. №1.2014. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении английскому языку в неязыковом вузе. Бейсенбаева Б.А. 1, Копжасарова У.И.

13. http://psychology.snauka.ru. Проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза. Долматова Н.С.

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18