ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Опыт организации и проведения профориентационных мероприятий (на базе мастерских ГАПОУ СО «СОПК» по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»)

43
Автор: Сибагатулина Светлана Аркадьевна, ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж»
Категория: Вопросы профориентации

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Одной из основных причин является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Начиная с девятого класса, старшеклассникам приходится решать ряд вопросов, связанных с профессиональным самоопределением. Проблемы с выбором профессии связаны с тем, что многие из старшеклассников не обладают информацией о содержании профессий, не в полной мере представляют, чем занимается данный специалист, каковы характер и условия его труда в конкретной профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии, – ее финансовая престижность. У многих из обучающихся старших классов отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических условиях [1].

Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профориентационных мероприятий на базе созданных в системе среднего профессионального образования мастерских по компетенциям. Такая мастерская по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» была создана в 2020 году в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж».

Профориентационные мероприятия, проводимые как в колледже в целом, так и в указанной мастерской, в частности, представлены следующим образом:

— профессиональные пробы в различных формах (игровые квесты, пробы в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее», профориентационный детский лагерь «Skill camp»);

— реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ;

— профессиональные конкурсы.

К наиболее распространенным и массовым относят профессиональные пробы. Понятие «профессиональная проба» мы рассматриваем в широком смысле, как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь и поддержку. Это практико-ориентированная форма профориентационной работы, которая в настоящее время рассматривается как центральное звено в системе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания. Практическое выполнение профессиональной пробы осуществляется по схеме: задание – условия – результат. Перед учащимися ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), оговариваются (создаются) условия, которые необходимо соблюдать (или которые необходимы) при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных действий.

Необходимо также отметить, что выбор профессии предполагает наличие знаний о мире профессий в целом, о своих способностях и интересах. При наличии интереса к деятельности ее мотив (познание и овладение) совпадает с целью – познать и овладеть этой деятельностью.

Для поддержания интереса при проведении профессиональных проб нами используются различные формы и приемы:

— передвижение по мастерским по маршрутному листу (квест), знакомство с профессией на практике (кейсы, задания), ответы на вопросы (через опросные формы, созданные с помощью мобильных приложений), презентация разработанного продукта деятельности;

— лагерь дневного пребывания с погружением в педагогическую профессию, в рамках которого в мастерской проводятся ежедневные «Зарядки с Чемпионом», игровые программы, мастер-классы («Йога в сказках»), а также краткосрочные пробы по созданию видеороликов упражнений с новыми видами оборудования, проведение их со сверстниками (1-1,5 часа).

В проведение проб со школьниками активно включаются студенты кафедры физической культуры, что способствует формированию у них общих и профессиональных компетенций, закреплению знаний и умений в проведении внеурочных мероприятий с детьми школьного возраста, использовании активных форм обучения.

В рамках договоров сетевого взаимодействия в мастерской выстроена система реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ со школьниками 7-11 классов, таких как «Введение в профессиональную деятельность инструктора по фитнесу», «Тьютор ЗОЖ», «Педагогический класс», «Школа юниора». Данные программы реализуются как в самой мастерской, так и с выездом в общеобразовательные организации. Объем часов программ составляет от 16 до 36 часов, по окончании программы школьники получают сертификат. Обучающиеся, получившие сертификат об окончании ДООП «Педагогический класс», имеют возможность получения дополнительных баллов к среднему баллу при конкурсе аттестатов. Реализация данных программ позволяет обеспечить участниками региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (категория «Юниоры») и качественно подготовить обучающихся к данному профориентационному мероприятию.

Проведение вышеуказанных профориентационных мероприятий позволяет решить проблемы обучающихся с выбором профессии, так как в процессе их проведения они получают полную информацию о содержании, характере и условиях труда учителя физической культуры, получают возможность оценить свои профессиональные склонности к данной профессии. Кроме того, расширяются формы сетевого взаимодействия колледжа с общеобразовательными организациями.

Литература:

1. Организация профессиональных проб в общеобразовательной школе Методические рекомендации Авторы – составители: Ж.П. Черкасова, Н.А. Баева, Н.С. Косотурова, И.В. Санникова, А.П. Мотаевская, Н.Г. Бухарова, А.Ю. Соболева, Л.А. Иванова. – Черемхово, — 83 с.

Опыт организации и проведения профориентационных мероприятий (на базе мастерских ГАПОУ СО «СОПК» по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»)

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18