Категория: Традиции и инновации
Новые подходы к организации промежуточной аттестации при подготовке специалистов в области физического воспитания
Сегодня общество испытывает потребность в социально и профессионально компетентных, творчески активных и конкурентоспособных специалистах, обладающих необходимым уровнем здоровья и психофизических кондиций, готовых к саморазвитию на любом этапе жизненного пути.
Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к подготовке специалистов в области физической культуры, поскольку от них во многом зависит физическое, психологическое и духовное здоровье детей и подростков.
В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный статус физической культуры. В настоящее время сфера профессиональной деятельности специалистов по физической культуре распространяется на все образовательное пространство.
В стремительно меняющемся современном мире главные профессиональные качества, которые специалист в области физической культуры и спорта должен постоянно демонстрировать – это умение адаптироваться к нововведениям и изменениям, а также обучать им окружающих (занимающихся, профессионалов и т.д.), умение использовать новое оборудование и применять новые технологии в области физической культуры, спорта.
В ходе изучения профессионального модуля студенты учатся выбирать наиболее эффективные способы достижения результата, сотрудничать и распределять роли для решения учебной задачи, планировать и действовать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре.
После анализа Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура и программы по профессиональному модулю 01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам с учетом запроса современных требований и ориентации выхода на демонстрационный экзамен построен алгоритм проведения промежуточной аттестации по годам обучения.
Промежуточная аттестация помогает определить уровень профессиональной компетентности студентов на данном этапе обучения. Эта форма позволяет оценить уровень организации учебного процесса, качество образовательных программ, при необходимости их скорректировать. В связи с этим необходимо использовать разные формы организации промежуточного контроля. К видам промежуточной аттестации можно отнести:
- устный опрос;
- письменные работы;
- контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций:
- в процессе беседы преподавателя и студента;
- в процессе создания и проверки письменных материалов;
- путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.
В рамках проведения промежуточной аттестации на втором курсе в форме экзамена было принято решение сделать его многокомпонентным по своему содержанию. Такая форма экзамена позволит решить задачи контроля и оценки результатов обучения не только сформированности профессиональных компетенций, но и развития общих компетенций, обеспечивающих их умения по междисциплинарному курсу 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура», предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом и программой по междисциплинарному курсу (далее – МДК).
Поэтому в содержание экзамена были включены формы контроля различной направленности.
Каждый билет включает задания из 3 методов контроля:
- Устный ответ на поставленный вопрос
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Устный опрос обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, так как при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения со студентом. Устный опрос позволяет выявить детали, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену.
- Решение тестового задания в формате майн тест
Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения, привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами, возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.
Однако можно отметить, что в то же время контроль с применением технических средств уступает устному и письменному контролю в отслеживании индивидуальных способностей и креативного потенциала студента.
Поэтому мы используем технические средства контроля в сочетании с устной беседой.
Применение тестовых заданий в какой-то степени уравновешивает шансы студентов в сдаче экзамена. В то время как одни студенты предпочитают устный ответ тестовым заданиям, для других обучающихся более удобным является выполнение теста.
- Решение проблемной ситуации
Это вид работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Такой вид работы направлен на сформированность мышления, творческих умений, знаний, добытых в ходе активного самостоятельного поиска решения проблемы.
Решение ситуационных задач относится к частично — поисковому методу. Студент должен опираться на уже имеющуюся базу знаний не только в области физического воспитания, но и в других, таких как педагогики, психологии, а также знаний по физиологии. Характеристика решаемой проблемной ситуации и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ.
Умения и знания, демонстрируемые на экзамене, более прочные, они позволяют студенту второго курса видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и нестандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Продолжая свою работу на третьем курсе по МДК.01.01, для проведения промежуточной аттестации также был разработан фонд оценочных средств. Но ориентируясь на качественную проверку сформированных умений, знаний и практического опыта, пришлось включить в экзамен новый метод контроля.
Устный ответ остался неизменным, а тестовые задания претерпели изменения, и нововведением стала разработка документов планирования.
Решение тестового задания выполняется на образовательном портале учебного заведения. Основное отличие данного тестирования в том, что оно стало включать гораздо больший «банк» вопросов, но количество вопросов в итоговом тесте для студента осталось прежним. Еще одним изменением стало то, что происходит постоянная выборка вопросов из банка вопросов в соответствии с темой. И последним изменением в тестах стало изменение формулировки одного и того же вопроса.
Следующим методом контроля на третьем курсе является выполнение задания в форме письменной работы – это разработка документов планирования по предмету «Физическая культура». Для организации данного задания студентам предлагается шаблон годового и четвертного планирования учебного материала в табличном варианте. На основе имеющихся знаний и опыта, полученного в ходе проведения практических занятий, обучающийся должен в соответствии с методическими требованиями выполнить планирование на четверть на основании содержания представленного раздела, отразив в планировании порядок прохождения материала, этапы обучения двигательным действиям и возможность развития физических качеств. Следующим действием необходимо выполнить постановку и формулировку задач одного из уроков, предусмотренного четвертным планированием.
В основу промежуточной аттестации на четвертом курсе по МДК.01.01 стали задания, разработанные и используемые на чемпионатах «Ворлдскиллс Россия» по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес». Задание предусматривает выполнение разнообразных видов деятельности и требует проявления умений в работе с техническими средствами обучения.
При сдаче экзамена студенту необходимо:
- провести опрос волонтера;
- произвести исследование антропометрических данных (вес, рост, давление и т.д.);
- провести тестирование физических кондиций с использованием специального оборудования;
- проанализировать полученные результаты и занести их в шаблон по установленной форме в формате ВОРД и выполнить конвертацию в формат ПДФ;
- на основе опроса и полученных результатов сформулировать цель и задачи занятия;
- определить содержание занятия и подобрать необходимые материалы и оборудование для проведения данного занятия, а также оформить данную работу в электронном виде;
- подготовить фотоотчет по проделанной работе и полученным результатам.
Как мы видим, при сдаче данного экзамена студент должен продемонстрировать не только профессиональные знания по изучаемой дисциплине, но и знания и умения, полученные на других предметах, таких как анатомия, физиология, информатика и т.п.
В то же время организация данной формы экзамена требует значительного времени, наличия специализированного оборудования, необходимость разработки испытательных материалов и документации, а также специальной психологической подготовки студентов. Использование методов «Ворлдскиллс Россия» для промежуточной аттестации способствует формированию профессиональных компетенций будущих учителей.
При организации и применении различных форм контроля в процессе промежуточной аттестации было интересно проанализировать, как тот или иной студент справляется с выполнением экзаменационного задания, какие трудности он при этом испытывает и от чего зависит успех или неудача на экзамене.
Скорее всего, каждый преподаватель в своей практике встречал студентов, которые крайне успешны в учебном процессе, активно выполняют все задания, участвуют в семинарах и дискуссиях. Но когда дело доходит до экзамена, их как будто подменяют, они с трудом формулируют мысль, сбиваются, в тестах дают парадоксально неправильные ответы, хотя в обычной обстановке они показывали очень хорошие результаты.
Поэтому нами разработана такая модель проведения дифференцированных зачетов и экзаменов, которая позволит каждому студенту использовать свой потенциал по максимуму в различных формах промежуточной аттестации.
Список использованных источников
1. Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Белкиной. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08013-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516486 (дата обращения: 20.01.2023).
2. Методические рекомендации «Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в 2019-2020 учебном году» https://school22.asedu.ru/s_2019_nach/metodicheskie-rekomendacii/2021/996/1-file-v9hrw0-1-22-37-osobennosti-prepodavaniya-fizicheskoj-kultury-v-2019-2020-uchebnom-godu.pdf
3. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00080-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514467 (дата обращения: 20.01.2023).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 976)