Категория: Спецраздел НГК
Наставничество как форма организации работы на занятиях по математике
В национальном проекте «Образование», определяющем основное направление развития российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.
Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого [1].
В современной образовательной системе существует практика поддержки и развития успешных обучающихся через научные сообщества, творческие объединения, олимпиады, участие в различных мероприятиях. Но в настоящее время становится актуальным оказывать поддержку неуспешным в учебной деятельности обучающимся.
В Распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 было сказано, что внедрение наставничества сможет повлиять на решение следующих проблем обучающихся: низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения; низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности; низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие — невостребованность на рынке.
Для меня представляет интерес форма наставничества, когда наставник и наставляемый являются обучающимися. Причем наставляемый — это неуспевающий студент, у которого низкая мотивация к обучению, неудовлетворительная успеваемость, или обучающийся с ОВЗ, которому приходится преодолевать психологические барьеры, испытывать трудности с обучением и адаптацией в коллективе. Данную форму наставничества можно организовать в парной или групповой работе.
При такой форме работы один обучающийся может стать наставником для нескольких студентов. Важно обратить внимание на состав группы, в нее должен входить сильный, средний и слабый студент. Для комфортной работы общее количество человек не должно превышать пяти.
Такой способ обучения используется при подготовке к контрольной или проверочной работе по математике, на уроках повторения и обобщения по темам и разделам, при работе над ошибками. Работая в паре или группе, сильный студент обучает более слабого, помогает ему, передает усвоенные знания и умения, совершенствуя свои навыки, а слабый студент устраняет свои пробелы в образовательной программе. Кроме того, многие студенты не готовы задавать вопросы преподавателю из-за психологических особенностей, а при работе в малых группах выясняют все, что им непонятно.
Преимуществом организации работы в рамках наставничества является развитие чувства взаимопомощи, товарищества, ответственности, развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, развитие способности применять знания в нестандартных ситуациях.
Таким образом, результатом использования различных форм наставничества является проявление активности слабых студентов, увеличение уровня их успеваемости, формирование ответственности за обучение, улучшение эмоционального климата группы.
Список используемых источников
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Албычакова В.В. Наставничество как форма организации работы со слабоуспевающими на уроках математики// https://урок.рф.
- Татаринович А.В. Программа наставничества по математике «Учитель-ученик» https://infourok.ru