Категория: Традиции и инновации
Комплексный подход в подготовке специалистов начального образования к профессиональному педагогическому общению
В педагогической деятельности общение из категории важных для человека умений переходит в разряд необходимых инструментов для выполнения профессиональных обязанностей [4]. Для осуществления педагогического общения специалисту необходим огромный набор сформированных на высоком уровне личностных и профессиональных качеств, среди которых главными являются владение вербальными и невербальными средствами общения, широкий кругозор, умение грамотно выражать свои мысли, знание методики преподавания, педагогики и психологии, умение быстро ориентироваться в коммуникативной педагогической ситуации, строить общение с учетом психологических особенностей партнеров по общению и многое другое. Специалист начального образования, имеющий хорошую академическую подготовку, но не способный к эффективному педагогическому общению вряд ли способен к качественному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому подготовка к профессиональному педагогическому общению требует серьезного, комплексного подхода.
Педагогическое общение формируется в течение всех лет профессионального обучения. Вклад в его формирование вносят все учебные дисциплины, учебная и педагогическая практика, внеурочная деятельность студента, но в их процессе обучение студентов педагогическому общению лишь сопровождает решение основных задач курса. Предмет психология общения является уникальным для формирования педагогического общения, так как направлен на непосредственное формирование у студентов знаний и навыков, его составляющих.
ОГСЭ.02 Психология общения изучается студентами специальности Преподавание в начальных классах в восьмом учебном семестре. Курс составляет 48 часов.
При составлении программы курса дисциплины Психология общения были сформированы следующие разделы:
- Психологические особенности межличностных коммуникаций.
- Деловое общение в педагогической деятельности.
- Конфликты в педагогическом общении.
При изучении каждой темы выделяются теоретический, практический и диагностический блоки, подобраны упражнения, позволяющие формировать коммуникативные педагогические навыки и диагностические методики, направленные на их изучение. Таким образом, достигается максимальный эффект изучения темы через сочетание разных видов деятельности, осуществляется комплексный подход в обучении деловому общению.
Особенности освоения теоретического блока:
— использование элементов современных образовательных технологий, в первую очередь, проблемных, развития критического мышления, ИКТ технологий;
— работа с теоретическим материалом, в первую очередь, формирует у студентов привычку анализировать, осознавать то, что происходит в процессе коммуникативной ситуации.
При выполнении практических заданий студенты упражняются в моделировании коммуникативных ситуаций, их анализе и решении, проигрывают педагогические ситуации, а также выполняют упражнения, направленные на преодоление волнения, снятие коммуникативных барьеров, практикуются в самопрезентации и проведении деловых бесед. Многие упражнения, используемые в практическом блоке, взяты из тренинговых программ, направленных на формирование коммуникативных навыков.
Диагностический блок позволяет студентам провести исследование собственных навыков, осознать пути совершенствования коммуникативной компетентности.
За время преподавания курса сформирована структура урока. Это 2 академических часа.
1. Урок начинается с психологического упражнения, направленного на снятие психологического напряжения, повышение настроения, формирование умений самопрезентации, навыков высказывания собственной точки зрения, групповой работы и т.д. В упражнения включаю и задания, направленные на актуализацию изученного материала. Большую роль здесь играет мой опыт работы как педагога-психолога.
2. Основная часть – реализация цели и задач урока в соответствии с учебной программой. Основное правило – студентам не должно быть скучно.
3. Подведение итогов, рефлексия. Использую разные виды рефлексии, обязательно проговаривание студентами того, что испытывают, переживают, воспринимают как собственные изменения.
Рассмотрим структуру преподавания материала на примере раздела «Деловое общение в педагогической деятельности» (16 часов).
Теоретический блок. Тема 1. Психологическая характеристика делового общения: Деловое общение. Виды делового общения. Этапы делового общения. Тема 2. Педагогическое общение: Индивидуальные особенности учителя в педагогическом общении. Влияние стрессовых ситуаций на качество педагогического общения. Стрессоустойчивость. Профессиональное выгорание. Тема 3. Этикет в педагогической деятельности: Понятие этикета учителя. Взаимосвязь этикета и этики в профессии учителя. Тема 4. Деловые переговоры: Переговоры как разновидность делового общения. Подготовка к переговорам. Ведение переговоров.
Практический блок. Упражнения «Мои сильные и слабые стороны в общении», «Самопрезентация», «Публичное выступление», «Портрет идеального учителя», «Мои ресурсы», «План побега от выгорания», деловая игра «Деловые переговоры», кейс «Анализ педагогической ситуации», мульт-тренинг «Воспитание чертенка № 13».
Диагностический блок. Тестовые методики «Умеете ли Вы выступать?», «Коммуникативные навыки», «Мой имидж» (по А.П. Панфиловой), тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова, методика «Психологический портрет учителя» З.В. Резапкиной, проективные методики «Цветопись», «Человек под зонтом».
Таким образом, использование в обучении ОГСЭ. 02 Психология общения комплекса разных видов деятельности студентов позволяют решить следующие задачи: обобщение и пополнение знаний студентов об общении, формирование и расширение имеющихся навыков профессионального общения, самопознание, формирование осознанного отношения к процессу общения, коррекция трудностей в общении, формирование у студентов привычки анализировать процесс профессионального общения, оценивать и проводить самооценку эффективности педагогического общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 288 с.
- Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.
- Истратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н.Истратова, Т.В.Эскаусто. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 352 с.
- Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения / В.М.Целуйко. – М.: «Владос», 2007. – 218 с.