Категория: Спецраздел НГК
КЛАДЕЗЬ ЗНАНИЙ НЕИСЧЕРПАЕМ — МЫ ВМЕСТЕ МНОГОЕ УЗНАЕМ!
Современные работодатели хотят видеть в выпускниках колледжа не просто дипломированных специалистов, а людей активных, инициативных, способных к саморазвитию и самосовершенствованию, способных самостоятельно принимать решения и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, нацеленных на результат и умеющих работать в команде. Подготовить таких специалистов с помощью традиционных методов обучения не представляется возможным.
Одним из путей повышения эффективности обучения является разработка и внедрение новых педагогических технологий, повышающих уровень познавательной деятельности обучающихся.
Народная мудрость гласит: «Знаешь, какой кратчайший путь к успеху? Найди самого лучшего Наставника». В процессе наставничества более опытный и квалифицированный человек передает своему подопечному, наставляемому, знания и навыки, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами, наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека. У наставника уже есть жизненный опыт в тех вопросах и проблемах, которые ты собираешься решить. Можно попусту потратить время на чтение ненужных книг. Будешь последователем то одного, то другого учения. Наставник сэкономит твоё время. «Один совет наставника, может сэкономить годы ошибок!» [4] Он сам – результат цепочки ученической преемственности. За ним авторитетное знание и последователи, добившиеся счастья и успеха на пути, по которому он тебя поведёт.
Настоящее время – это время перемен. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования. Колледж – это преподаватели, открытые ко всему новому, понимающие психологию и особенности развития обучающихся. Поэтому педагогу как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приемов. В таких условиях задача педагога усложняется многократно. Значение наставничества приобретает в этой ситуации огромное значение.
Одной из важнейших задач администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы наставничества. Современному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на преимущество этого метода над другими управленческими и образовательными технологиями подготовки. [5]
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
В рамках года педагога и наставника для студентов запланирован цикл мероприятий, направленных на подготовку ребят ко взрослой жизни.
Было проведено открытое занятие «Привет от Пегаса!», на уроке студенты подробнее знакомились с темой стихосложения: где они чаще встречаются, и какая форма наиболее часто используется.
24 мая в России отмечается «День славянской письменности и культуры». Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов – святых братьев Кирилла и Мефодия. 26 мая была проведена программа «Аз и Буки – основа науки», основной целью проведения являлось научиться ценить значимость литературы каждому человеку. Студенты пополнили свои знания о славянской письменности и культуре, услышали притчу Кирилла и Мефодия, а также перевод Кириллицы на современный лад.
18 января в день библиографии «Они знают всё» библиотекари рассказали ребятам о важности правильной русской речи для современного культурного человека.
20 февраля во время круглого стола «Что такое русский язык?» сотрудники библиотеки рассказали студентам о том, как готовиться к собеседованию, что такое самопрезентация, на какие моменты обязательно обратит внимание работодатель.
Мероприятия, запланированные в рамках месячника «Максим Горький – тот, вокруг кого бурлило время» послужат примером ответственного отношения к своей судьбе, своему будущему.
Педагог как наставник играет важную роль в жизни каждого ребёнка. Он помогает и направляет, раскрывает важные качества в человеке. Для многих школьников и студентов именно учителя становятся настоящими примерами для подражания, как сказал однажды педагог Антон Семёнович Макаренко: «Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».
С одной стороны, уже исчерпан запас возвышенных слов, которыми можно было бы выразить благодарность представителям этой профессии за их неимоверно тяжелый, но чрезвычайно важный труд. С другой стороны, столько сказано и написано о предназначении Учителя, о той роли, которую он играл, играет, и будет играть в жизни общества, что сознанию трудно найти тему для размышления по данному поводу. И все-таки очень хочется еще сказать нечто важное об Учителе.
Учитель – это не тот, кто несет знания, а тот, кто ведет к ним. Он указывает путь к вершинам мысли, нравственным высотам, духовному и физическому совершенствованию. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет», — так сказал мыслитель У. Уорд.
Так много слов сказано об учителе, но практически ничего неизвестно о наставнике.
Наставник – это эксперт в определённой области, который делится профессиональными советами с менее опытным специалистом: как продвигаться по карьерной лестнице, какие навыки стоит развивать и какие ошибки чаще всего допускаются. По сути, это человек, который достиг успеха и готов раскрыть свои секреты другим людям.
С каждый жизненным шагом у человека бывает несколько наставников: дома наставниками для человека являются родители, а уже в учебном заведении (в школе, в колледже и институте) роль наставника играют учителя и библиотекари.
Без наставника люди бы не смогли раскрыть свои таланты, принимать участие в различных конкурсах и мероприятиях, создавать и реализовывать в реальную жизнь свои проекты и идеи.
О наставниках писал русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
«Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.»
С этими словами трудно не согласиться, потому что наставник является путеводной звездой и компасом для человека. Наставником должен быть человек, которому можно позвонить в любое время дня и ночи и посоветоваться, решить вопрос, проблему, и он не проигнорирует, попытается понять и ответить. К этому человеку можно прийти не только с профессиональным, но и с жизненным вопросом.
Быть наставником – очень ответственная часть работы, которая требует как глубоких профессиональных знаний, так и знаний в области психологии. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика. Когда-то об этой ответственности человека перед обществом, в котором он живет, хорошо сказал римский философ Сенека: «Общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Продолжая мысль Сенеки, можно сказать: эту прочность обеспечивает каждый из нас, выполняя своё, иногда небольшое и, так может показаться со стороны, не такое уж значимое дело, и всё равно обеспечивая прочность этого громадного свода.
Трудно представить себя в качестве наставника, примерить образ, вообразить всё в красках, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. На сегодняшний день это основная задача педагога.
Для каждого студента очень важны и необходимы мероприятия, которые проводятся в определённый период времени, особенно если их будут поддерживать важные и главные в их жизни люди.
Не случайно 2023 год по приказу президента России Владимира Владимировича Путина объявлен годом педагога и наставника.
Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.–12 с.
2. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Педагогика, 1980.–146 с.
4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ramrdu.edumsko.ru/activity/innovation/post/310572
5. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://deti.jofo.me/269127.html
6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie