Категория: Спецраздел НГК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ МАСТЕРСКОЙ «ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ» В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. В данной статье предметом обсуждения является создание инновационной мастерской «Преподавание музыки в школе» на базе Нижегородского Губернского колледжа (НГК). Авторы раскрывают значение Мастерской в учебном процессе специальности 53.02.01 Музыкальное образование, а также способы использования этой инновационной площадки преподавателями, студентами отделения вне учебной деятельности и специалистами по музыкальному образованию других учреждений.
Ключевые слова. Мастерская, инновационная деятельность, цифровизация обучения, совершенствование подготовки специалиста, Профессионалы, Демонстрационный экзамен
USE OF THE EQUIPMENT OF THE WORKSHOP «TEACHING MUSIC IN SCHOOL» IN TRAINING A MODERN SPECIALIST.
Matyushonok M. N., Head of the specialty
53.02.01 Music education,
Tsyganova A. A., head of the Workshop «Teaching music at school»,
teacher Nizhny Novgorod Regional College, Nizhny Novgorod
Kostrov A.N., teacher of the specialty 53.02.01 Music education
Annotation. In this article, the subject of discussion is the creation of an innovative workshop «Teaching Music at School» based in the NNGC (Nizhny Novgorod Gubernsky College). The authors reveal the importance of the workshop in the educational process of the specialty 53.02.01 Musical education, as well as ways of using this innovative platform by teachers, students of the department in extracurricular activities and music education specialists of other institutions.
Keywords. Professionals, innovation, digitalization of education, improvement of specialist training, Professionals, Demonstration exam
Современная система подготовки обучающихся не должна ограничиваться достигнутыми результатами, она должна постоянно обновляться, подпитываясь новым содержанием, средствами и способами обучения, а также формами и методами работы. Образование из способа просвещения отдельных индивидов должно преобразовываться в механизм развития культуры, общества и человека, а развивающая функция образования становится определяющей [3, c. 15].
В современных условиях учебное заведение должно постоянно повышать качество уровня образования как педагогов, так и студентов. Чтобы ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» сохранял статус одного из лучших учебных заведений, важнейшей целью которого является подготовка современного специалиста, необходимо постоянное повышение квалификации педагогов. Следовательно, нужен мобильный педагогический коллектив, готовый к инновационной работе, освоению современных технологий, активной трансляции накопленного опыта и поиску неординарных подходов к решению тех или иных учебных задач. Очевидно, что для осуществления поставленных целей необходима «лаборатория», которая позволит реализовать намеченные планы, ведущие к успеху учебное заведение и студенческо-преподавательский состав.
Мастерская «Преподавание музыки в школе» является той самой «лабораторией», инновационной площадкой, открывавшейся на базе ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» на основании освоения Гранта федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», Лот №8: Социальная сфера.
Данная мастерская, оборудованная в соответствии с требованиями подготовки современного специалиста по музыкальному образованию, формирует такую среду для обучения, которая отвечает запросам многоуровневой, квалифицированной подготовки, так как синтезирует разнообразные виды образовательной и творческой деятельности.
Цифровизация давно стала основой учебного процесса всех образовательных учреждений. Мастерская является идеальной площадкой для осуществления цифровизации в образовательном процессе, поднимая планку для профессионального роста преподавателей, задавая новые ориентиры для развития в условиях современных технологий. Это творческая лаборатория, где все, увлеченные музыкальной педагогикой, в том числе учителя школ, педагоги дополнительного образования, повышают квалификацию, вместе со школьниками участвуют в мастер-классах, семинарах-практикумах, вебинарах и других творческих мероприятиях. Следует упомянуть, что мероприятия, которые проводятся на базе Мастерской, организуют преподаватели с участием студентов, которые оттачивают навыки и умения в процессе работы в Мастерской, демонстрируя свободное владение инструментарием, техническим оснащением, программным обеспечением и т.д.
Помимо вышеперечисленных возможностей функционирования Мастерской, в первую очередь, это площадка для проведения Чемпионата Профессионалы и Демонстрационного экзамена, элементы которых внедряются в образовательный процесс и «диктуют» обновленные формы и методы работы со студентами.
Основной миссией Чемпионата Профессионалы является повышение престижа профессии, изменение стандартов подготовки кадров. Профессиональная компетенция «Преподавание музыки в школе» — одна из самых творческих.
В апреле 2023 года специальность 53.02.01 Музыкальное образование Нижегородского Губернского колледжа впервые будет принимать участие в Чемпионате профессионалы, до этого времени студенты специальности дважды становились обладателями Медальона за профессионализм в подобного уровня мероприятиях. Мастерская способствует созданию современной музыкальной среды для студентов в подготовке к чемпионату. В рамках конкурса участникам предложено выполнить Конкурсное задание, состоящее из нескольких Модулей.
Это создание видеоклипа с помощью компьютерных программ на заданную тему. В этом модуле участникам необходимо создать видеоклип с помощью компьютерной программы Movavi Video и цифровой звуковой рабочей станции Magic Samplitude из предложенных звуковых и видеоматериалов. Данный видеоклип должен стать учебным фильмом для уроков музыки в школе. Для его выполнения на Региональном этапе Чемпионата Профессионалы студенты будут использовать материалы и оборудование Мастерской: ноутбуки, программное обеспечение.
В Творческом баттле обучающиеся представят самопрезентацию, в которой конкурсанты представят устный рассказ о себе с аудио сопровождением и использованием микрофона, аудио системы, фонограмм.
В музыкальной викторине участники должны будут определить на слух музыкальный материал (20 фрагментов произведений разных стилей, жанров и эпох), назвать композиторов и сочинения.
В чтении с листа конкурсанты должны спеть с листа сольфеджио с использованием дирижерской сетки, ноутбука, наушников, микрофона.
В Конкурсе спичей конкурсанты должны будут подготовить и продемонстрировать публичное выступление по предложенной теме с использованием микрофона, составленного текста спичей.
В ритмической импровизации и Оркестре конкурсантам необходимо будет организовать репетиционный процесс концертного исполнения на ударных и перкуссионных инструментах, включить сольные исполнения фрагментов ритмической импровизации, а в конце продемонстрировать концертное исполнение с использованием элементов хореографии, перестроения-дефиле. Для подготовки и выполнения задания конкурсантам предоставляют ноутбуки, наушники, фонограмму, комплект инструментов, аудиосистему, группу волонтёров.
В учебное занятие по музыке на заданную тему должны быть включены следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, творческое задание. Обязательное использование программного обеспечения для создания презентаций (Power Point), Smart-доски. Конкурсантам будут доступны ноутбуки, наушники, аудиосистема, фонограмма, канцелярские принадлежности (цветная бумага, карандаши, фломастеры, мелки цветные, ватман).
Участникам также будет предложено создать аранжировку песни с помощью компьютерной программы (звуковой рабочей станции) Cubase, midi клавиатуры и записать фонограмму в формате МР3. Дополнительным оборудованием будут служить ноутбук и наушники.
Мастерская позволяет мобильно перестраивать пространство с учетом специфики Модулей учебных занятий.
Участие студентов Музыкального отделения в данном чемпионате – это уже показатель высокого профессионализма коллектива специальности 53.02.01 Музыкальное образование, технической оснащённости и готовности к инновациям.
Оснащение Мастерской ориентировано на чемпионат Профессионалы, Демонстрационный экзамен. В ней представлено современное оборудование и программное обеспечение. Нотные редакторы Sibelius, MuseScore дают возможность набора и редактирования нот. Цифровые рабочие аудио — станции синтезатор Yamaha, Samplitude, Cubase, а также ноутбуки и midi- клавиатуры позволяют создавать аранжировки (фонограммы) для учебного процесса, концертной деятельности и просветительской работы. Цифровизация музыкально-педагогической деятельности является важным разделом стандартов и профессиональных компетенций. Видеоредактор Movavi video помогает создавать видео оформление уроков, творить историю колледжа. Smart доска, кроме всего прочего, — помощник в проверке знаний студентов в области теории и истории музыкального искусства: проведение блиц- опросов, музыкальных викторин, тестов и др. В Мастерской собраны лучшие из ударных и перкуссионных инструментов, с которыми работают наши студенты, создавая ритмические импровизации. В этой Мастерской, кроме современного оборудования и программного обеспечения, используются новые технологии, такие как Body percussion, где тело выполняет роль инструмента. Технология помогает раскрепощению, развитию чувства ритма, памяти и креативности.
Современное оснащение и инновационные формы работы стимулируют интерес и мотивируют преподавателей и студентов к профессиональному росту, а участие в Чемпионате, Демонстрационном экзамене, семинарах, практикумах, творческих мастерских и инновационных проектах помогает проявлять креативность, реализовать собственные идеи и продемонстрировать навыки, необходимые современному специалисту по музыкальному образованию. Музыканты НГК, работая в Мастерской, используют живой звук, электронные инструменты, фонограммы, видео, современные технологии. Этот 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Наставничество на уровне преподаватель-преподаватель, преподаватель-обучающийся — это не новаторство в функционировании специальности 53.02.01 Музыкальное образование, а добрая традиция. Такое соединение традиций и инноваций формирует профессиональные компетенции студентов и создает Новую эру музыки в Нижегородской Губернском колледже.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
- Железнова, Т.Я. Педагогическое мировоззрение как основа становления профессиональной компетентности будущего учителя // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 4-11. EDN: RFMGFT
- Официальный сайт World Skills Russia. URL: https://worldskills.ru
- Слободчикова, В.И. Антропологическая перспектива развития образования / В.И.Слободчикова. Екатеринбург, 2009. 264 с.
- Сорокина, Т.М. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза / Т.М. Сорокина, Е.Г. Гуцу // Нижегородское образование. 2013. № 2. С.111-116. EDN: RFMGSB