ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Использование модели наставничества на примере педагогического проекта «Виртуальный детский сад»

20
Автор: Киселева И.Б., преподаватель ГБПОУ «СИХТ»
Категория: Наставничество

В условиях модернизации отечественного образования возникла потребность компетентностного подхода в обучении. Такой подход направлен на развитие у обучающихся профессионализма. Даже имея высокие знания и обладая всеми компетенциями, выпускник испытывает затруднения на этапе вхождения в коллектив. Именно проблемы коммуникативного порядка могут стать той преградой, которая не позволит выпускнику показать себя с лучшей стороны, открыть перед работодателем свои возможности. Для нас, как педагогов, важно, чтобы студенты специальности 44.02.01 Дошкольное образование были нацелены на дальнейшую работу в детских учреждениях, знали ее особенности и были готовы к реализации полученных знаний.

При ведении дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования в качестве модели взаимодействия обучающихся было выбрано наставничество. На наш взгляд, такое взаимодействие наиболее успешно способствует формированию у студентов личностных результатов, определенных отраслевыми требованиями к деловым качествам личности. Профессиональная среда в дошкольной организации отличается своей спецификой и требованиями к педработнику. Воспитатель должен уметь коммуницировать не только с детьми, но и с родителями, разновозрастными коллегами и руководством.

Для реализации выбранной модели необходимо было подобрать соответствующие педагогические технологии. Данная дисциплина предполагает наиболее целесообразным использование следующих технологий: проектная, игровая, ИКТ, портфолио. Все эти технологии практикоориентированны. В рамках дисциплины применение данных технологий обусловлено дидактической составляющей. Мною разработан материал в электронной форме, включающий лекции, презентации, тестовые задания и рекомендации к самостоятельной работе. Идея проекта «Виртуальный детский сад» родилась не случайно, первый опыт игрового проекта «Виртуальный педсовет» был реализован 2018 году. Уже тогда нами были отмечены плюсы работы с интернет сообществом МААМ. Это стало отправной точкой.

При традиционной форме обучения студенты работают фрагментарно группами, в основном каждый отвечает сам за себя. Воспитатель в детском саду — это человек, умеющий строить партнерские отношения в коллективах разного типа: коллеги, родители, дети. При этом его обязанность — быть максимально компетентным при выполнении задач, которые стоят перед этими коллективами. Выбранная мною модель наставничества помогает научиться работать в «связке» с партнером по проекту, заданию, иногда замещать его и нести за работу ответственность перед коллективом однокурсников. Студенты выбирают на должность «заведующего детским садом» самого ответственного, на их взгляд, и знающего студента. В дальнейшем формируются пары по интересам, выполняющие следующие роли в проекте: «воспитатели», «младшие воспитатели», «старший воспитатель», «специалисты». У девушек еще не было практики, потому их представление о работе детского сада не совсем сложилось. Одна из задач проекта — познакомить с полномочиями сотрудников дошкольной образовательной организации. В ходе работы в «Виртуальном детском саду» стимулируем развитие личностных качеств: командоориентированность, инициативность, ответственность и другие.

После распределения ролей студенты работают в паре, у каждой пары есть собственная проектная тема. По сути, проект — это внеаудиторная работа, задания готовятся самостоятельно, осуществляется взаимопроверка. О ее организации расскажу отдельно. Одним из обязательных условий является регистрация в педагогическом сообществе МААМ. Участники открывают собственную страничку на сайте МААМ.ru и в дальнейшем публикуют свои первые работы. Таким образом, мы знакомимся с методической работой воспитателя, получаем возможность изучить и сравнить предоставленный сообществом материал.

Сам урок строится по следующей модели:

1. Отчет о проделанной работе (выполненном индивидуальном или коллективном задании)

2. Разбор материала урока, в ходе которого привлекаются студенты, выполняющие административные роли.

3. Работа в малых группах (составление сообщения, подготовка вопросов, обсуждение материала).

4. Решение кейс-задания. Представление ответа.

Форма урока с опорой на игровую технологию имитирует педсовет, родительское собрание в дошкольном учреждении. В ходе такого урока есть этап самоконтроля и взаимоконтроля. Студенты имеют право обратиться за помощью с ответом к группе администрации «Виртуального детского сада», в составе которой нахожусь и я. При оценивании ответов применяю и голосование за лучший вариант, в том случае, когда задание несет творческую составляющую. Неуспевающие студенты работают в связке с сильным напарником, который и является наставником в общем проекте. Так, при изучении темы «Особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях» студенты знакомятся с ФГОС ДОО и структурой образовательной программы. Участники проекта разбирают целевые ориентиры, исходя из «возрастной группы» своего проекта. А домашним заданием является составление информационного листа для родителей, который является формой отчетности и сохраняется в индивидуальном портфолио. Качество выполнения задания отслеживает студент, исполняющий роль «старшего воспитателя». Затем лучшие работы рекомендуются к опубликованию на сайте МААМ.ru. Данный сайт тщательно проверяет работы на плагиат, если правила нарушаются работы удаляются. Это очень показательно для всех, и студенты начинают более осознанно подходить к заданию. Также существует момент комментирования. У меня, как преподавателя, есть возможность просмотра времени публикации, количества комментариев, то я могу сделать оценивание более открытым. В то же время студенты могут посмотреть наглядно опыт настоящих педагогов и оценить их качество.

Такая форма работы имеет свои сложности и риски. Студенты могут быть не готовы к постоянной активности на уроке, не найти понимания при работе с наставником, а также усомниться в выбранной роли.

Основные виды работ студентов следующие:

  • ведение портфолио
  • работа на сайте МААМ.ru
  • подготовка мастер-классов
  • рефлексия.

В процессе работы с наставником у студентов повышается уважение друг к другу и одновременно возрастает здоровая конкуренция. Из опыта данного проекта отмечу возросший интерес к предстоящей практике, желание поскорее окунуться в среду реального дошкольного учреждения. Успеваемость также улучшилась. Невыполнение домашнего задания стало единичным фактом.

Наш проект продолжается. В настоящий момент участники проекта прошли регистрацию на сайте МААМ.ru, «старший воспитатель» подготовила сообщение о том, как оформляется информационный лист в уголок для родителей, студенты публикуют работы по рекомендации «заведующего». Впереди первый педсовет, на котором будет озвучен план работы и выбраны задания.

Использование модели наставничества на примере педагогического проекта «Виртуальный детский сад»

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18