Категория: Спецраздел НГК
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В современной практике преподавания иностранного языка основной целью является развитие у студентов иноязычной коммуникативной компетенции. Как показывают исследования (Е.С. Полат, П.В. Сысоева, С.В. Титова), в настоящее время традиционные методы обучения не позволяют в полной мере развить вышеназванную компетенцию. Как показывает наша практика по обучению студентов среднего профессионального образовательного учреждения, преподавателям необходимо применять современные образовательные методы и технологии, направленные на активизацию учебной и познавательной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка. Одной из таких технологий является проектная технология, которая в сочетании с современными информационно-коммуникационными технологиями позволяет студентам применять знания в практике иноязычного общения. Эта технология стала особенно актуальной в условиях пандемии и перехода на дистанционное обучение.
Иноязычная коммуникативная компетенция не только рассматривается как готовность к иноязычному общению, но и подчеркивает значимость владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями.
В современных условиях обучения иностранному языку широко применяются различные проекты, реализуемые с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые называются интернет-проектами.
Интернет-проект, совмещающий в себе преимущества метода проектов и информационно-коммуникационных технологий, позволяет преодолеть формальный подход к обучению и предоставляет студентам возможность исследовать информационные ресурсы не только на родном, но и на иностранном языке. Кроме того, изучаемый английский язык является средством представления проекта, что очень важно при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Со студентами Нижегородского Губернского колледжа мы не раз участвовали в интернет-проектах по иностранному языку. Так, в 2021 году это был региональный интернет-проект с международным участием «Чудо Света\800», посвященный 800-летию Нижнего Новгорода, в 2023 году – «LinguaFest-2023» в честь Года педагога и наставника в России.
Главная цель проектов – формирование у участников творческих навыков с использованием языковых средств через развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Проекты проводились в несколько этапов. Задания размещались на созданных сайтах Интернет-проектов. Участниками могли стать команды обучающихся общеобразовательных организаций, организаций начального и среднего профессионального образования Нижегородской области, городов Российской Федерации и других государств, изучающие английский, немецкий и французский языки. Задания каждого этапа были необычными, интересными, нестандартными и увлекательными. Участники выполняли их на виртуальной доске, в совместной презентации, на сервисах (например, Padlet.com). Жюри оценивало каждый этап, и в таблицу продвижения, которая была доступна всем участникам проекта, выставлялись баллы. Кроме того, давались подробные инструкции, как выполнить то или иное задание с точки зрения информационно-коммуникационных технологий (например, «Как создать свою Google-карту). Студенты с огромным удовольствием выполняли творческие, занимательные задания проектов, проходя этап за этапом. Например, в интернет-проекте «Чудо Света\800» студенты создавали интерактивную книгу (газету) и делали пазл для соперников по достопримечательностям Нижнего Новгорода и области, рассказывали о необычных местах и забытых памятниках Нижегородской области, сочиняли и декламировали стихи про свой родной город на иностранном языке.
Участие в интернет-проектах способствовало формированию мотивации к изучению иностранного языка, развитию общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, организации сетевой проектной деятельности на основе метапредметности, раскрытию способностей каждого обучающегося, созданию условий для творчества в работе педагога, воспитанию у участников интернет-проекта культуры сотрудничества, развитию сплоченности, воспитанию толерантности через понимание и принятие других людей, совершенствованию полезных общеучебных и социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых временных ресурсов, анализ промежуточных результатов и окончательных итогов), созданию электронного образовательного ресурса для использования в урочной и внеурочной деятельности на изучаемом языке.
Таким образом, использование интернет-проектов при обучении иностранному языку в условиях дистанционного и смешанного обучения открывает возможность дидактического обеспечения активной информационной языковой подготовки, позволяющей значительно улучшить процесс формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешность в профессиональной межкультурной коммуникации.
Список литературы
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
- Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учеб. пособие. – М.: Либроком, 2013. – 264 с.
- Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов, языковых факультетов университетов и вузов. – М.: П–Центр, 2009. – 240 с.