Категория: Преемственность
Интеграционные процессы подготовки педагогов дошкольного образования в системе «колледж-вуз»
Современные реалии диктуют новые требования к подготовке специалистов по квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Молодым профессионалам в области дошкольного образования необходимо владеть теоретическими знаниями и практическими умениями в соответствие современным стандартам. Поэтому одной из главных задач модернизации системы среднего профессионального образования является качественная подготовка будущих специалистов, обладающих знаниями и навыками использования современного оборудования и применения прогрессивных технологий.
Подготовке будущих воспитателей в колледже БГПУ им. Акмуллы уделяется особое внимание. Методика организации работы в рамках практико-ориентированной подготовки будущих воспитателей включает ежегодную разработку и реализацию дорожной карты и плана по реализации совместных мероприятий кафедры дошкольной педагогики и психологии и колледжа БГПУ им. Акмуллы. Заведующий профильной кафедрой университета и председатель цикловой комиссии колледжа БГПУ им. Акмуллы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» включают в план работы мероприятия, направленные на повышение качества подготовки специалистов СПО. Целью сотрудничества является повышение престижа профессии воспитателя и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов, создания инновационных условий развития будущих воспитателей, апробации эффективных методик и алгоритмов дошкольного образования, обеспечивающих совершенствование качества профессиональной подготовки и повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту студентов и педагогов по компетенции «Дошкольное воспитание», а также процедур независимой оценки квалификации обучающихся колледжа и ВУЗа. Так, например, в план подготовки студентов специальности «Дошкольное образование» колледжа БГПУ им. Акмуллы по стандартам WSR традиционно входят такие формы работы, как:
— реализация мероприятий по подготовке студентов колледжа БГПУ им. Акмуллы к чемпионату Ворлдскиллс по компетенции «Дошкольное воспитание»;
— реализация мероприятий по подготовке студентов колледжа БГПУ им. Акмуллы к чемпионату «Абилимпикс» по компетенции «Дошкольное воспитание»;
— проведение занятий на базе мастерской Ворлдскиллс «Дошкольное воспитание» и Центра развития компетенций «Педагог дошкольного образования» кафедры Дошкольной педагогики и психологии БГПУ им. Акмуллы у студентов колледжа БГПУ им. Акмуллы специальности «Дошкольное образование»;
— проведение мастер-классов с педагогами-практиками в целях профориентационной работы для выпускников школ и колледжа БГПУ им. Акмуллы;
— проведение демонстрационного экзамена по стандарту Ворлдскиллс;
— проведение вузовских чемпионатов Ворлдскиллс и участие по компетенции «Дошкольное воспитание»;
— совместное участие преподавателей и студентов колледжа с кафедрой дошкольной педагогики и психологии в научно-практических конференциях, фестивалях инновационных практик, практических форумах;
— обучение преподавателей колледжа в магистратуре и аспирантуре вуза, повышение квалификации в Институте непрерывного профессионального образования «Вектор развития» ФГБОУ ВО «БГПУ им. Акмуллы»;
— прохождение студентами специальности «Дошкольное образование» колледжа БГПУ им. Акмуллы учебной практики на базе Центра развития компетенций «Акмуллинская академия развития детей и семейного образования «Соты»», кафедры дошкольной педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы (руководитель: декан ИП,. Боронилова И.Г.).
В рамках дополнительных занятий в лаборатории цифровой социализации детства, созданной на базе мастерской Ворлдскиллс «Дошкольное воспитание», студенты занимаются научным экспериментированием. Итогом исследований являются разработанные посредством цифровой лаборатории «Наураша», программы Windows Movie Maker (киностудия) и Smart Notebook занятия, виртуальные экскурсии и дидактические игры по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому развитию. Первичную апробацию готовых продуктов студенты проводят во время учебной практики на базе Центра развития компетенций «Акмуллинская академия развития детей и семейного образования «Соты»».
Взаимодействие кафедры дошкольной педагогики и психологии и колледжа БГПУ им. Акмуллы способствует формированию профессиональных компетенций студентов СПО в соответствии со стандартами, позволяет повысить статус и качество профессиональной подготовки будущих воспитателей, способствует популяризации педагогической профессии воспитателя и грамотной профориентации, обеспечить высокоэффективную подготовку современных педагогических кадров в дошкольном образовании.
Список литературы.
1.Боронилова И.Г. Информационно-коммуникационная компетентность как условие подготовки современного педагога дошкольного образования к демонстрационному экзамену WORLD SKILLS/ И.Г.Боронилова // Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика// Материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 100-летию дошкольного образования Республики Башкортостан,2020. – 336 с.
2. Галлямова Я.И., Боронилова И.Г. Поликультурное образование в ДОО посредством инновационной проектной деятельности/Я.И.Галлямова., И.Г.Боронилова // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы IV Международной научно-практической конференции, 18 мая 2020 года. – Уфа: Издательство БГПУ им.М.Акмуллы,2020. – 546с.
3. Галлямова Я.И., Боронилова И.Г. Технология формирования «4К» компетенций при подготовке будущих педагогов дошкольного образования/ Я.И.Галлямова., И.Г.Боронилова // Педагогические традиции и инновации в национальных системах образования: Материалы V Международной научно-практической конференции, 14-15 декабря 2021 г. – Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2021. – 363с.