Категория: Традиции и инновации
Инновационные подходы в подготовке современного специалиста в области дошкольного образования в Обоянском гуманитарно-технологическом колледже
Современное образование переживает непростой период трансформации, при которой осуществляется интенсивный переход от традиционной образовательной парадигмы к инновационной. Следует отметить недостаточную готовность и мотивацию студентов к будущей профессиональной деятельности. В названных условиях необходима непрерывная корректировка требований как к содержанию образования, так и к методике организации образовательного процесса.
Согласно требованиям ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование выпускник должен решать профессиональные задачи в соответствии с определенными видами профессиональной деятельности. Выпускник должен уметь выбирать, накапливать, анализировать, систематизировать и использовать информацию по актуальным проблемам науки и практики.
В ОБПОУ «ОГТК» при реализации образовательных программ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование ключевыми для обеспечения качества образования считаем следующие направления:
- акцент на самостоятельную работу студентов под руководством педагога;
- максимальная практикоориентированность образовательного процесса;
- ежегодная корректировка образовательных программ;
- тесное взаимодействие с работодателем,
- реализация программы наставничества в разных формах;
- широкое внедрение интерактивного оборудования в образовательный процесс.
Внедрение интерактивных технологий и оборудования является одним из факторов интенсификации процесса обучения, позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечения осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализации педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе.
В образовательном процессе колледжа активно применяются такие современные технологии, как:
- здоровьесберегающая технология;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- личностно-ориентированные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- технология учебных мастерских;
- ТРИЗ;
- технология контекстного обучения;
- технология развития критического мышления и др.
Задачей преподавателя при использовании интерактивной технологии является помощь процессу обучения: выявление многообразия точек зрения, обращение к личному опыту участников, поддержка активности участников, соединение теории и практики, взаимное обогащение опыта участников, облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников, поощрение творчества участников.
Образовательная среда колледжа на сегодняшний день располагает современным интерактивным оборудованием, позволяющим обеспечить новый уровень преподавания и взаимодействия «педагог-студент», «студент-студент». Учреждение располагает интерактивными досками, мультимедийными проекторами, документ-камерами, образовательными системами EduQuest, интерактивными песочницами iSandBOX, мобильным куполом, образовательной средой, кофрографом «Ларчик» Воскобовича, конструкторами Lego Wedo Education, конструкторами линейки UARO
Ориентиры модернизации системы российского образования предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию. Уровень развития ребенка-дошкольника становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Поэтому проблема поиска эффективных форм работы, применение которых обеспечило бы решение задач всестороннего развития личности ребенка в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является очень актуальной. Педагогу дошкольного образования также необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий.
Учебные занятия по междисциплинарным курсам проходят в учебных лабораториях, оборудованных с имитацией групповой комнаты детского сада. Таким образом, студенты имеют возможность максимального «погружения» в будущую профессиональную деятельность. Весь арсенал современного оборудования максимально задействован на учебных занятиях по междисциплинарным курсам.
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому дошкольная образовательная организация, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. К сожалению, дошкольные учреждения не располагают богатой материально-технической базой, поэтому в условиях малого города колледж становится «инновационным центром», где воспитатели дошкольных учреждений могут познакомиться с интерактивным оборудованием, освоить азы работы с ним.
Студенты колледжа организуют для детей дошкольных учреждений экскурсии в мобильный планетарий, занятия по робототехнике и с интерактивной песочницей, работу мультипликационной студии.
Конкурсное движение — одно из эффективных направлений работы с будущими специалистами, открывающее возможности для самообразования и профессионального роста педагогов колледжа и мотивацию будущих специалистов. Колледж имеет опыт организации чемпионатов BabySkills, позволяющих обеспечить решение задачи ранней профориентации детей дошкольного возраста и профессиональной адаптации будущих воспитателей.
Таким образом, использование системы инновационных педагогических технологий и оборудования позволяет максимально эффективно решать задачу подготовки будущих специалистов в области дошкольного образования, а также обеспечивает формирование и поддержание мотивации к работе по специальности. Об этом свидетельствует тот факт, что доля трудоустройства выпускников 2022 года по специальности 44.02.01 Дошкольное образование составила 92%.