ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Внедрение методологии наставничества в профессиональном образовании: региональный опыт

44
Автор: Травкина Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
Категория: Наставничество

Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития института наставничества в профессиональных образовательных организациях Курской области. Приведен анализ региональных мероприятий и проектов, повышающих эффективность возрождения института наставничества в современных условиях.

Ключевые слова: наставничество, модели наставничества, наставляемый, лучший наставник, форум наставников.

Развитие института наставничества в России, как универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков и жизненных ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве, активизировалось в техникумах и колледжах с 2020 года с принятием распоряжения Минпросвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования (СПО), в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [1].

Многие организации, как образовательные, так и бизнес-структуры рассматривают наставничество как стратегически значимый элемент системы подготовки востребованных кадров для экономики и социальной сферы. На первый план выдвигается задача развивать у обучающихся не только способности адекватно применять знания, умения и навыки, но и развивать способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и метакомпетенции. Вследствие этого в образовательном учреждении меняются и сами модели наставничества, сферы применения наставничества, расширяется возможный состав участников наставнических отношений, сам процесс взаимодействия и круг решаемых с его помощью проблем.

В июле 2020 года профессорско-преподавательский состав ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» разработал методическое пособие для педагогических и руководящих работников системы СПО «Механизмы внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся по программам СПО в Курской области». В данном пособии представлены организационные механизмы внедрения целевой модели наставничества, приоритетные и вариативные формы наставнической деятельности, способы их мониторинга и контроля. В пособии также представлены виды наставничества, внедряемые в системе СПО Курской области, включая действующие проекты, программы и стратегические инициативы.

В качестве концептуального обоснования активизации процессов наставничества в образовательных организациях выделяем следующее:

1) наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности в части улучшения у наставляемых образовательных результатов, их быстрой адаптации и формирования профессиональных навыков, развития Soft-skills компетенций (системное, критическое, креативное мышление, кооперация, сетевая грамотность, эмоциональный интеллект);

2) наставничество представляет, отвечающую потребности образовательной системы, перспективную технологию формирования открытого эффективного сообщества, способного на комплексную поддержку деятельности образовательной организации;

3) технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».

В системе образования Курской области имеется опыт вовлечения в наставничество предприятий-партнеров профессиональных образовательных организаций, работают «Школы молодого педагога», развиваются разные формы добровольчества и волонтерства. Для подготовки наставников из числа успешных специалистов-практиков реализуются отдельные образовательные мероприятия и проекты. Так, при содействии АНО «Независимое агентство развития квалификаций» дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Психолого-педагогический минимум наставника» (объем 58 часов) освоили представители предприятий-партнеров профессиональных образовательных организаций, привлекаемых к реализации программ наставничества (21 специалист-практик).

Все вышеперечисленное явилось хорошим стартовым условием для системного внедрения целевой модели наставничества в профессиональных образовательных организациях Курской области. Курский институт развития образования провел серию образовательных, консультационных, исследовательских проектов, сформировал единую команду кураторов, координирующих внедрение наставнических программ в конкретной образовательной организации.

Создать организационно-методическую основу для внедрения и последующего развития механизмов наставничества в системе среднего профессионального образования позволили регулярные обмены опытом и лучшими кейсами наставничества. Так, за два последних года на семинарах-практикумах, воркшопах, межрегиональных вебинарах постоянно происходил обмен лучшими практиками разработки и реализации наставнических программ в техникумах и колледжах различных субъектов РФ.

Об особенностях внедрения методологии наставничества в образовательных организациях Юга России и региональном подходе по созданию наставнических центров в рамках сетевого взаимодействия рассказала Демиденко Лидия Дмитриевна, директор Донского учебно-методического центра профессионального образования, к.б.н. Газалова Ольга Васильевна, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ РО «Волгодонский педагогический колледж» (Ростовская область) раскрыла перспективы развития системы наставничества в Волгодонском педагогическом колледже — региональном сетевом центре наставничества. Опытом внедрения наставнических программ в профессиональных образовательных организациях Ставропольского края поделилась Булах Ксения Владимировна, руководитель научно-исследовательской части ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», координатор краевой инновационной площадки по вопросам разработки и внедрения механизма кластерного взаимодействия и системы наставничества в профессиональном образовании края.

Воронцова Людмила Ивановна, доцент кафедры развития профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» и Арсенина Елена Вячеславовна, руководитель ресурсного центра ОГБПОУ «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова» поделились лучшими практиками реализация программ наставничества в учреждениях СПО Костромской области. В рамках взаимообмена между регионами был изучен опыт внедрения целевой модели наставничества в Хабаровском и Алтайском крае, Республике Тыва, Брянской, Белгородской области, городе-герое Севастополе.

Региональный опыт и практические рекомендации по реализации адаптационных программ для первокурсников по форме наставничества студент-студент представила заместитель директора по воспитательной работе ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» Гончарова Виктория Викторовна. Она рассказала, как в колледже решается проблема создания на первом курсе единой команды учебной группы, какие проекты способствуют формированию единого студенческого сообщества; презентовала учебно-адаптационную программу «ПРОдвижение», рассказала о ее этапах и результатах внедрения, полученных в течение последних трех лет.

Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация наставника, признание результатов его эффективной деятельности не только в рамках образовательного учреждения, но и за его пределами. С этой целью с 2021 года в Курской области реализуется ряд проектов, направленных на популяризацию наставнической деятельности на всех уровнях образования. Ежегодно в декабре педагогические работники, осуществляющие наставническую деятельность, представители общественных организаций, реализующих направления, связанные с наставничеством, руководители образовательных организаций и органов исполнительной власти, представители бизнес-сообщества принимают участие в региональном форуме «Наставничество в образовании».

Цель форума:

— интеграция практического опыта наставничества в системе образования Курской области;

— выявление путей совершенствования научно-методического и организационного обеспечения системы образования в регионе на основе внедрения целевой модели наставничества в образовательных организациях;

— продвижение лучших практик наставничества в различных его формах;

— чествование лучших наставников текущего года.

Представители образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, участвуют в смотре-конкурсе презентационных роликов «МОЙ НАСТАВНИК». Презентационный ролик (категория коротких видео до 7 мин.) размещается на сайте образовательной организации, повышает престиж деятельности наставников и наставляемых, демонстрирует лучшие кейсы наставнической деятельности для потенциальной аудитории. Так, по итогам смотра-конкурса презентационных роликов в 2021 году лучшим педагогом-наставником стала Андриянова Светлана Викторовна, учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов им. преп. Серафима Саровского» — педагог-наставник студентов ОБПОУ «Курский педагогический колледж.

При подготовке к региональному форуму среди обучающихся общеобразовательных организаций и учреждений среднего профессионального образования проводится областной творческий смотр поздравительной открытки «Спасибо наставнику!», цели и задачи которого направлены на популяризацию наставничества, выявление лучших творческих работ для изготовления сувенирной продукции. Победителей определяет жюри в составе приглашенных экспертов-наставников с предприятий, профессиональных дизайнеров, студенческой и педагогической общественности.

Значимым творческим испытанием для наставников по форме педагог-студент является региональный конкурс лучших практик наставничества «Я-наставник» в трех номинациях: «Наставничество в общем образовании», «Наставничество в профессиональном образовании», «Наставничество в дополнительном образовании», который впервые был проведен в 2021 году. Конкурс привлёк внимание широкой общественности к развитию системы наставничества в сфере образования, как одной из эффективных форм социальных связей и продемонстрировал успешные практики образовательных организаций по реализации различных форм наставничества. Кроме того, в профессиональном соперничестве все конкурсные испытания достойно прошли 39 педагогов из 33 образовательных организаций, показав творческую и профессиональную индивидуальность. Финалисты соревновались в двух испытаниях: публичной защите практики наставничества и решении открытого практического вопроса по теме «наставник-наставляемый».

Имена всех финалистов регионального форума «Наставничество в образовании» и конкурса «Я-наставник» пополнят региональный реестр наставников, размещённый на информационном ресурсе регионального наставнического центра официального сайта ОГБУ ДПО КИРО.

С целью реализации инновационных практик, проектов, программ наставнической деятельности в октябре 2022 года приказом Министерства образования и науки Курской области утвержден перечень образовательных организаций, региональных опорных площадок наставничества, являющихся частью инновационной инфраструктуры в региональной сфере образования [2].

Таким образом, внедрение методологии наставничества в практику работы учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования, позволит добиться комплексного улучшения образовательных результатов, наладить устойчивое эффективное взаимодействие между разными уровнями образования и реальным сектором экономики Курской области. Позитивный эмоциональный настрой наставника и гибкость в общении способствуют развитию у студентов интереса к трудовой деятельности. Всё это способствует развитию кадровых условий для качественного профессионального образования.

Список литературы

1.Распоряжение Минпросвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования (СПО), в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

2.Приказ Министерства образования и науки Курской области №1-1727 от 30.11.2022 г. «О региональных опорных площадках наставничества». [Электронный ресурс] – URLhttp://new.kiro46.ru/servis/poleznye-materialy/obshchaya/572-prikaz-o-regionalnykh-opornykh-ploshchadkakh-nastavnichestva.html (Дата обращения 16.01.2023 г.)

Внедрение методологии наставничества в профессиональном образовании: региональный опыт

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18