ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Профессиональная подготовка учителей физической культуры к работе с учащимися третьей медицинской группы в педагогическом колледже

24
Автор: Малашина М.П., преподаватель ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
Категория: Всестороннее развитие

Развитие физической культуры как основного фактора укрепления и сохранения здоровья граждан является одной из приоритетных задач Российской Федерации.

На ее обеспечение направлена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия разработана Министерством спорта РФ с учетом федерального проекта «Спорт — норма жизни». Она является результатом реализации Стратегии развития физической культуры в Российской Федерации до 2020 года. Анализ статистических данных показал, что более 40% граждан систематически занимаются физической культурой и спортом.

С 2010 по 2019 год доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась более чем в 2 раза — с 19 процентов до 43 процентов.

Вместе с тем, среди граждан, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно – дети и молодежь в возрасте до 29 лет.

Основными барьерами, препятствующими более массовому вовлечению в занятия физической культурой и спортом представителей средней и старшей возрастных групп, являются ограниченная доступность (состояние) спортивной инфраструктуры, особенно в сельской местности, высокая стоимость физкультурно-спортивных услуг, нехватка времени и индивидуальной мотивации, а также состояние здоровья.

По итогам профилактических медицинских осмотров детского населения в 2019 году преобладающее число детей в возрасте до 17 лет (84 — 85 процентов) не имеют хронических заболеваний (1-я и 2-я группы здоровья), 15 — 16 процентов детей требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения. По итогам профилактических медицинских осмотров ожирение зарегистрировано у 1,4 процента детей в возрасте до 14 лет и у 3,3 процента подростков.

На современном этапе возрастает актуальность использования возможностей физической культуры и спорта в целях профилактики заболеваний, продления активной жизни, воспитания гармонично развитой личности и социальной адаптации.

Физической культуре, как инвариантному учебному предмету, отведено особое место в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО). Он призван обеспечить единство физического, духовного и социального развития; формировать культуру движений, телосложения и здоровья, адаптивность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды; развивать физические качества и психофизические способности.

В рамках физкультурно-оздоровительной деятельности программа данного предмета предусматривает овладение учащимися комплексами упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой, коррекции состояния здоровья (осанки, массы тела и пр.), а также индивидуальными комплексами адаптивной (лечебной) физической культуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, близорукости и других заболеваниях.

Однако, как показывают научные исследования и анализ результатов реализации различных целевых программ по здоровьесбережению школьников и требований ФГОС, возможности большинства школ в оздоровлении учащихся, особенно относящихся к специальной медицинской группе (далее – СМГ), реализуются недостаточно эффективно.

Одной из причин этого является, с одной стороны, при формальном наличии фактическое отсутствие уроков физической культуры для этой категории детей, с другой – неготовность учителей физической культуры к работе с учащимися данной группы.

Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки учителей физической культуры в педагогическом колледже к работе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, требует обоснования соответствующих научных подходов к ее содержанию и организации, а разработка педагогической технологии их освоения студентами является актуальной и необходимой.

В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста.

Требования к выпускникам, представленные в новом ФГОС СПО предполагают овладение общими и профессиональными компетенциями.

В связи с этим к минимуму основной профессиональной образовательной программой СПО определена учебная общепрофессиональная дисциплина «Основы врачебного контроля, лечебная физическая культура и массаж» и междисциплинарный курс, «Методика обучения предмету «Физическая культура», в содержание которых включены необходимые, с нашей точки зрения, для данной деятельности требования к знаниям, умениям, практическому опыту работы:

Студент должен:

уметь – проводить простейшие функциональные пробы, под руководством врача разрабатывать комплексы и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культурой и др.

знать – методические особенности проведения занятий по лечебной физической культуре с детьми школьного возраста; особенности коррекции нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья школьников, отнесенных к специальной медицинской группе и подготовительной медицинской группе и др.

Преподаватель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

Для реализации рекомендаций «Об оценке медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья» нужен врач. Но в отношении врачей в работе о физическом воспитании детей П.Ф. Лесгафт отмечал: «…врач совершенно не компетентное лицо по физическому образованию в школе… это вопросы чисто педагогические, а врач не педагог, у него совершенно другие задачи, другие стремления… Педагог должен поддерживать добрые проявления ребенка, причем должен отличаться всегда своею сдержанностью и терпимостью, скажу – любовью к ребенку…»

Студент, окончивший колледж по специальности «Физическая культура», имея квалификацию «педагог» (учитель), также может работать с детьми специальной медицинской группы, получив качественно иную по содержанию профессионально-педагогическую подготовку. Она направлена не только на организацию физкультурно-спортивной работы, но и на оздоровление детей и их отдых.

Реализуя современные принципы воспитательной работы, в процессе физического воспитания в ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им А.М. Горького» находят отражение принципы гуманизации, самореализации, коллективизма, принцип совместной творческой работы, вариативности воспитания, умеренного традиционализма, ориентации воспитательной работы с ориентацией на зону ближайших интересов.

Решение компетенций стало возможным благодаря достаточному количеству лабораторных и практических работ при изучении различных дисциплин ОП.04. Физиология с основами биохимии, ОП.05. Гигиенические основы физического воспитания, ОП.06. Основы врачебного контроля лечебной физкультуры и массажа. Перечень примерных работ приведен в таблице 1.

Таблица 1

Перечень практических работ

Изучаемые дисциплиныПрактические и лабораторные работыФормируемые умения
ОП 04. Физиология с основами биохимии— Пульс и его характеристика. — Измерение артериального давления. — Определение функциональных показателей дыхания. Влияние гипервентиляции на задержку дыхания.Расчет величины основного обмена и энергозатрат при мышечной деятельности.- Исследование физиологических реакций при статической работе. -«Феномен активного отдыха» И.М.  Сеченова— измерять и оценивать физиологические показатели организма человека; — оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в т.ч. с помощью лабораторных методов;- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте
ОП.05. Гигиенические основы физического воспитания— Гигиеническая оценка вентиляции, естественное и искусственное освещение в спортивных сооружениях.- Исследование физических свойств воздуха. Оценка вентиляции и воздушного режима в помещении.- Определение суточного расхода энергии спортсмена и гигиеническая оценка суточного рациона спортсмена.- Гигиена урока физического воспитания— составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;- определять суточный расход энергии, составлять меню;- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях, при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-воспитательного процесса
ОП. 06. Основы врачебного контроля лечебной физкультуры и массажа
1. Измерение характеристик опорно-двигательного аппарата, определение нарушения осанки, измерение антропометрических параметров: роста, веса, окружности грудной клетки, плеча, бедра, голени.2. Исследование пульса в покое и после физической нагрузки. 3. Функциональные пробы: Гарвардский степ-тест.4.Функциональные пробы: проба Штанге, Генчи 5. Методы исследования максимального потребления кислорода.6.Ортостатическая проба. взаимодействовать с медицинским работником при проведении врачебно-педагогических наблюдений, обсуждать их результаты; — проводить простейшие функциональные пробы;- под руководством врача разрабатывать комплексы и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культурой (ЛФК); -использовать основные приемы массажа и самомассажа.

Исследования, проводимые на уроках физиологии, позволяют оценить влияние физической нагрузки на организм занимающихся.

Практические работы при изучении дисциплины ОП.05 Гигиенические основы физического воспитания позволяют обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях школы при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-воспитательного процесса.

При изучении дисциплины ОП.06 Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа студенты выполняют ряд практических и лабораторных работ, которые способствуют формированию разнообразных умений.

Так, в ходе практической работы Измерение характеристик опорно-двигательного аппарата, определение нарушений осанки, измерение антропометрических параметров: рост, вес, окружности грудной клетки, плеча, бедра, голени студенты не только констатируют показатели, но и могут оценить уровень физического развития, используя методы сравнительного анализа, метод индексов и метод корреляции.

Проведение простейших функциональных проб позволяет сделать выводы об адекватности физической нагрузки возможностях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем.

Изучение раздела «Лечебная физическая культура при травмах и заболеваниях» предполагает сформировать умения под руководством врача разрабатывать комплексы и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культуры (ЛФК).

Знания, полученные в ходе освоения дисциплин, и сформированные умения обучающиеся демонстрируют при решении ситуационных задач, включенных в промежуточную аттестацию. Некоторые из них можно продемонстрировать.

Примеры ситуационных задач:

Задача 1. При осмотре в специальную медицинскую группу отнесен учащийся с нарушением осанки — лопатки крыловидно оттопырены, грудной кифоз увеличен, голова наклонена вперед, плечи сведены, поясничный лордоз сглажен.

Задание: 1. Определите тип нарушения 2. Определите задачи ЛФК. 3. Укажите наиболее оптимальные формы ЛФК и средства. 4. Перечислите методические особенности проведения занятий ЛГ. 5. Дайте рекомендации по режиму ребенка и особенности организации рабочего места и сна ребенка.

Задача 2. Исследуйте функциональное состояние системы кровообращения в покое и после физической нагрузки. Сделайте вывод о возможности адаптации к физическим нагрузкам.

Данные умения могут быть применены при проведении уроков на производственной практике по профилю специальности (ПМ.01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам) и в работе будущего педагога.

Успех педагогической деятельности возможен лишь при соответствующей подготовленности. Эффективность профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ обеспечивается соблюдением принципов преемственности, координации, вариативности.

Предельный уровень готовности студентов к работе с учащимися СМГ рассматривается как основной показатель эффективного процесса их подготовки.

Список использованных источников

  1. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. — Москва: ФиC, 1987.
  2. Стратеги я развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р] – ULD: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/.
Профессиональная подготовка учителей физической культуры к работе с учащимися третьей медицинской группы в педагогическом колледже

Категории