ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Наставничество как форма организации работы на занятиях по математике

219
Автор: Садчикова Оксана Сергеевна, преподаватель ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Категория: Спецраздел НГК

В национальном проекте «Образование», определяющем основное направление развития российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.

Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого [1].

В современной образовательной системе существует практика поддержки и развития успешных обучающихся через научные сообщества, творческие объединения, олимпиады, участие в различных мероприятиях. Но в настоящее время становится актуальным оказывать поддержку неуспешным в учебной деятельности обучающимся.

В Распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 было сказано, что внедрение наставничества сможет повлиять на решение следующих проблем обучающихся: низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения; низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности; низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие — невостребованность на рынке.

Для меня представляет интерес форма наставничества, когда наставник и наставляемый являются обучающимися. Причем наставляемый — это неуспевающий студент, у которого низкая мотивация к обучению, неудовлетворительная успеваемость, или обучающийся с ОВЗ, которому приходится преодолевать психологические барьеры, испытывать трудности с обучением и адаптацией в коллективе. Данную форму наставничества можно организовать в парной или групповой работе.

При такой форме работы один обучающийся может стать наставником для нескольких студентов. Важно обратить внимание на состав группы, в нее должен входить сильный, средний и слабый студент. Для комфортной работы общее количество человек не должно превышать пяти.

Такой способ обучения используется при подготовке к контрольной или проверочной работе по математике, на уроках повторения и обобщения по темам и разделам, при работе над ошибками. Работая в паре или группе, сильный студент обучает более слабого, помогает ему, передает усвоенные знания и умения, совершенствуя свои навыки, а слабый студент устраняет свои пробелы в образовательной программе. Кроме того, многие студенты не готовы задавать вопросы преподавателю из-за психологических особенностей, а при работе в малых группах выясняют все, что им непонятно.

Преимуществом организации работы в рамках наставничества является развитие чувства взаимопомощи, товарищества, ответственности, развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, развитие способности применять знания в нестандартных ситуациях.

Таким образом, результатом использования различных форм наставничества является проявление активности слабых студентов, увеличение уровня их успеваемости, формирование ответственности за обучение, улучшение эмоционального климата группы.

Список используемых источников

  1. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
  2. Албычакова В.В. Наставничество как форма организации работы со слабоуспевающими на уроках математики// https://урок.рф.
  3. Татаринович А.В. Программа наставничества по математике «Учитель-ученик» https://infourok.ru
Наставничество как форма организации работы на занятиях по математике

Категории