ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Участие в мероприятиях по ранней профориентации как фактор профессионально-личностного развития студентов

45
Автор: Малышева Е.В., преподаватель ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»
Категория: Вопросы профориентации

Изменения, происходящие в системе образования требуют от выпускника не только прочных и глубоких знаний предметов, сформированных умений и навыков, но и умения принимать ответственные решения в различных ситуациях, способности к овладению новыми знаниями, конкурентоспособности, способности работать в различных учреждениях, умения видеть направление своей профессиональной карьеры.

Изменения, происходящие в системе образования требуют от выпускника не только прочных и глубоких знаний предметов, сформированных умений и навыков, но и умения принимать ответственные решения в различных ситуациях, способности к овладению новыми знаниями, конкурентоспособности, способности работать в различных учреждениях, умения видеть направление своей профессиональной карьеры.

Качество профессионального образования определяется через компетенции обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов, педагогический коллектив колледжа выстраивает эффективную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда.

Профессиональное самоопределение в системе профессионального образования – это сложный, длительный и многоплановый процесс. В нашем колледже его рассматривают как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения в разные виды деятельности, прежде всего, в производственно-практическую и внеучебную на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала через активное включение во все виды учебной и внеучебной деятельности, где окончательно формируется профессиональное самосознание.

Работа по профессиональной профориентации — один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива в колледже. Чтобы сделать этот процесс эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, которая обеспечит слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса.

Профориентация — комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом.

Работая со школьниками, не забываем о том, что в школьной профориентации целесообразно выделять несколько больших этапов: начальная школа, средняя школа(5-7 классы), средняя школа (8-9 классы), старшеклассники.

Наиболее сложным и неопределенным для нас является этап ранней профориентации, затрагивающий дошкольный и младший школьный возраст. Результат весьма призрачный и отсроченный, и профориентационная работа скорее имеет развлекательно-информационный характер. На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные занятия и мероприятия, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д.

Тут ведущую роль играет наш Клуб «Дошкольник», который существует в колледже с 1976 года. Работа его осуществляется в соответствии с планом, разрабатываемым на каждый учебный год. С целью демонстрации положительного опыта работы проводятся открытые заседания кружка, посвященные определенной теме. Целью таких занятий стало единство теоретической и практической готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя.

Заседания клуба организуются как на базе колледжа, так и на базе образовательных организаций, Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству.

Студенты с удовольствием посещают детей с игровыми программами, показывают для них театрализованные представления «В гостях у сказки», организуют тематические представления для детей ОО и детей сотрудников колледжа, проводят физкультурные развлечения, построенные на народных подвижных играх, играх-эстафетах и т.д.

Со временем спектр задач, решаемых в рамках Клуба, существенно расширился. Студенты снимают видеоролики театрализованного представления по сказкам, видеоуроки для детей и передают для дальнейшей работы педагогам.

Занятия в клубе «Дошкольник» служат средством профессиональной ориентации обучающихся, в котором тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи, в том числе, по ранней профориентации.

Работа в данном направлении будет продолжаться т.к. профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.

В IV Областной Ярмарке социально-педагогических инноваций в сфере образования, посвященной проблемам дистанционного обучения, 2 место (серебряную медаль) заняла Красникова Н.М. с проектом «Шаг навстречу профессии в рамках клуба «Дошкольник».

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловыми, профориентационными, психологическими. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

С 2018 года колледж участвует в проведении мероприятий проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по компетенциям Дошкольное воспитание и Преподавание в младших классах.

Практические мероприятия в очном формате — профессиональные пробы ежегодно организуются под руководством преподавателей при активном участии студентов: «Знакомство с профессией. Воспитатель будущего: какой он?», «Игровые образовательные технологии в детском саду», «Учительская игротека» и многие другие.

Всего в мероприятии приняли участие более 300 школьников из школ Липецкой области.

Довольно эффективной оказалась такая форма профориентации, как «Мобильный образовательный десант», в рамках которого студенты устраивают на территории образовательных организаций региона развлекательно-образовательные мероприятия по личной инициативе и по запросу. Например, посетили ОРК «Клен» (Задонский район), где находится один из пунктов временного размещения детей из Донецкой и Луганской Народных Республик.

Будущие педагоги познакомили детей с Bee-bot «Умная Пчела», это программируемый напольный мини-робот. Дети с интересом включились в игру, осваивая азы программирования, учили «летать» Пчёлку по нужной траектории. А еще студенты устроили занимательное путешествие в куполе мобильного планетария: дети познакомились с забавным мишкой Тимми и его друзьями, «опустились» на дно океана и понаблюдали за морской черепахой, ламантином и другими обитателями. Готовимся провести мастер-классы для детей всех возрастов с использованием образовательной робототехники, цифровой лаборатории, спортивно-развлекательные мероприятия, научить детей основам исследовательской деятельности.

Профориентационная работа со школьниками старшего возраста от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимся дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

Активно принимаем участие в летних лагерных профориентационных сменах, цель которых — создание оптимальных, благоприятных условий для летнего отдыха, позволяющих способствовать развитию профессиональных, творческих, интеллектуальных и других способностей детей, дать школьникам возможность познакомиться с профессией и определиться с образовательной траекторией.

В 2020 году приняли всероссийскую онлайн смену «Юниоры Ворлдскиллс», 2021-2022 гг. – активные участники профориентационной смены «Палитра профессий» на базе загородных детских оздоровительных лагерей «Елочка», «Чайка», «Орленок». Мы представляем специальность «Воспитатель детей дошкольного возраста». Мобильный планетарий, образовательная робототехника,  мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», пластилинография, театрализованная игра, квесты и еще много-много всего интересного ожидало детей на площадке компетенции «Дошкольное воспитание». Отзывы, слезы расставания, новые знакомые и новые абитуриенты и студенты.

Старшеклассники — это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе.

В колледже проводятся презентации специальностей, организуются экскурсии на дни открытых дверей. Под руководством опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и, основываясь на них, совершает выбор дальнейшего карьерного пути.

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии.

У нас организовалось тесное взаимодействие с педклассами школ города и района. Совместные мероприятия, конференции, мастер-классы, диспуты, квесты… И это не полный список профориентационных мероприятий, организуемых студентами и преподавателями колледжа. Ценность в том, что студенты окунаются в деятельность несколько иную, чем предполагает их специальность. Общение с обучающимися разных возрастов позволяет им совершенствоваться и в личностном плане, преодолевая свои комплексы, и в профессиональном, осваивая формы, методы, приемы работы с детьми разных возрастных категорий.

С 30 января 2022 г.  колледж стал участником программы по развитию личностного потенциала, которая реализуется Благотворительным Фондом «Вклад в будущее» в партнерстве с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. Планируется создать новую современную самоорганизующуюся площадку «Кубрик» которую будем использовать в том числе и для профориентационной работы, для совместной и самостоятельной творческой, интеллектуальной деятельности и общения студентов, педагогов, взаимодействия с социальными партнерами, способствующих всестороннему развитию и раскрытию ЛП всех субъектов образовательных отношений.

В современных условиях изменения образовательной парадигмы главной целью профессиональной подготовки становится формирование и развитие профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов, а результатом образования – овладение совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций. При этом важно создать такую образовательную среду, которая будет определять профессиональное и личностное развитие будущего специалиста. Процесс модернизации высшего образования должен быть направлен, прежде всего, на его демократизацию и гуманизацию, усовершенствование качества образования, и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда. Выпускник вуза сегодня должен обладать фундаментальными знаниями и результативно применять все знания, умения и навыки в практической деятельности для достижения высокой профессиональной эффективности.

Информационные источники:

  1. https://www.lebpedcol.ru/ru
  2. https://vk.com/lebpedkol
  3. https://vk.com/wsr48
Участие в мероприятиях по ранней профориентации как фактор профессионально-личностного развития студентов

Категории


Warning: fopen(.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18

Warning: fopen(/var/tmp/.SIc7CYwgY): failed to open stream: No such file or directory in /sites/profess.ngknn.ru/wp-content/themes/ample_old/footer.php on line 18