Категория: В ногу со временем
Формирование навыков владения цифровыми компетенциями у будущих педагогов в условиях дистанционного обучения
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования сквозных технологий на занятиях профессионального цикла, приводятся конкретные примеры ознакомления студентов с различными платформами, цифровыми ресурсами.
Ключевые слова: сквозные технологии, искусственный интеллект, робототехника, Большие Данные, системы распределительного реестра, квантовые технологии, системы виртуальной и дополненной реальности.
К сожалению, в силу современных реалий, мы периодически сталкиваемся с дистанционным обучением, это и пандемии, это и долго болеющие дети, и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучение детей приграничных районов в условиях специальной военной операции. Можно отметить, что преподаватели по-разному воспринимают новость о переходе на дистанционное обучение: кто-то спокойно и с уверенностью в своих силах, кто-то с сомнениями и тревогой, как проводить занятия, давать материал, проводить опрос. Также мы видим и слышим, что родители школьников обсуждают проблему дистанционного обучения: кому-то скидывают номера страниц и задания в родительские чаты или виртуальную школу, и как следствие родители учат детей сами, а кому-то повезло и учитель ведет полноценный урок. Это связано со сформированностью ИКТ-компетенций у педагогов.
В профессиональном стандарте педагога содержится много позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. Можно выделить два уровня требований — технологический и методический. С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний. Это позволяет сформировать исчерпывающую структуру ИКТ-компетенций преподавателя. Однако содержание ИКТ-подготовки должно определяться из понимания состояния современных информационных технологий, которые могут быть использованы в образовательном процессе, а также перспектив их развития. Требования профессионального стандарта педагога обусловливают необходимость пересмотра ИКТ-подготовки в педагогическом колледже как в части расширения количества дисциплин, связанных с использованием ИКТ в профессиональной деятельности, так и в части содержания дисциплин педагогической направленности.
Содержание информационно-коммуникационной компетенции можно определить как совокупность знаний, умений и опыта деятельности с использованием средств и методов ИКТ, а именно:
— осуществление информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса;
— оценивание и реализация возможности электронных изданий образовательного назначения и имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения;
— организация информационного взаимодействия между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;
— создание и использование тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний;
— осуществление учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.
Все это требуется современному педагогу.
На процесс подготовки современных высококвалифицированных специалистов в наше время влияет движение ВС, которое подталкивает и студентов, и преподавателей к освоению новейшего оборудования, технологий обучения, что значительно повышает уровень образования.
В стандарте спецификаций навыков Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание в младших классах» в разделе 6. Методическое обеспечение образовательного процесса говорится, что специалист должен уметь:
- осуществлять выбор и использование средств обучения (включая ИКТ-ресурсы), соответствующих возрастным особенностям младших школьников, содержанию учебного предмета и этапам процесса обучения;
- применять технологии обучения с использованием ИКТ для расширения возможностей учащихся при освоении учебного предмета (предметов).
Это отражено в заданиях демонстрационного экзамена и Чемпионата «Молодые профессионалы». В предыдущие годы было задание по созданию сайта, а сейчас — по разработке веб-квеста. В целом ИКТ-компетентность, то есть владение навыками работы с современными средствами обучения, проходит красной нитью через все задания, предлагаемые обучающимся.
В последнее время уделяется пристальное внимание инновационному направлению – использование сквозных технологий.
К сквозным относятся такие технологии, которые одновременно охватывают несколько научно-технических направлений или отраслей.
В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» существует девять дорожных карт по развитию таких технологий, как:
- искусственный интеллект;
- робототехника;
- большие данные;
- системы распределительного реестра;
- квантовые технологии;
- системы виртуальной и дополненной реальности.
Для формирования у студентов ИКТ-компетентности на занятиях по общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам профессионального цикла педагоги используют сквозные технологии.
Студентам для ознакомления с различными платформами, цифровыми ресурсами на начальных этапах обучения мы предлагаем выполнить задания, разработанные педагогами. В дальнейшем же привлекаем студентов к разработке различных дидактических средств для своих одногруппников, а также для учеников младших классов на практике в школе:
- составление ментальной карты на платформе Mindmaps, анимированных презентаций для нетрадиционной формы организации устного счета на платформах Prezi, Genialy;
- создание персонального образовательного блога учителя начальных классов на платформе Blogger.com, конструктора урока в совместной деятельности на доске Jamboard;
- разработка дидактических материалов к внеклассному занятию на платформах Learnis, Learning.apps, Lumio, GemiLab. Сервисы для создания квестов и викторин https://www.xmind.net, https://learningapps.org;
- разработка презентации для обучающегося с трудностями в обучении на платформе SmartSuitOnline с учетом дифференцированного подхода, тестового контроля для обучающихся 2 класса TestPad по теме «Действия умножение и деление»;
- составление фрагмента дистанционного урока открытия новых знаний по изучению чисел в 1 классе, разработка презентации на платформе SmartSuitOnline, карты-схемы к уроку математики по теме «Нумерация многозначных чисел на платформе Canva, видеоурока на платформе Animaker, видео-урока в программе Movavi.
В настоящее время в нашем учебном заведении получили широкое применение различные направления использования информационно-коммуникационных технологий на практических занятиях:
— компьютерные обучающие программы и системы (электронные учебники, тестовые системы, тренажеры, имитационные программы, лабораторные комплексы, базы данных и базы знаний по различным областям, прикладные и инструментальные программные средства);
-системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на USB;
— информационные среды, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
— телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту и позволяющие осуществлять выход в коммуникационные сети;
— электронные библиотеки распределенного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ к мировым информационным ресурсам.
В течение 2022 года в силу различных обстоятельств мы вынуждены были перейти на отечественные программные продукты, что подтолкнуло нас к освоению новых сервисов для разработки дидактических материалов, что сказывается на повышении ИКТ-компетенции нас, педагогов, и наших студентов – будущих педагогов.
Мы провели анализ наиболее простых цифровых ресурсов, используемых преподавателями в дистанционном и очном обучении.
Проведение совещаний и занятий в дистанционном формате невозможно без платформ видеоконференций. Мы выделили платформы, рекомендуемые для использования, которые наиболее подходят под наши потребности (простота использования, функциональность, бесплатное использование): так, привычные Zoom и Google Meet мы заменяем на Яндекс-Телемост и Сферум. Также рекомендуемы для использования видеозвонки Mail.Ru, видеозвонки VK, Вебинар.ру, TrueConf, Jazz, IvaAves, IvaAves S, Iva largo, Вега Ирида, Vinteo.
Платформа https://pruffme.com/ позволяет не только проводить видеоконференции, но и разрабатывать тесты, доски совместного доступа и другие ресурсы.
Редактирование документов рекомендуется выполнять в программах Мой офис, Р7- офис, Яндекс 360 вместо Гугл-документов и Microsoft, Apple.
В нашем колледже большинство компьютеров и планшетов перенастроены на Р7-офис.
Данная платформа постоянно обновляется и совершенствуется, расширяет возможности. Например, в колледже в рамках перехода на дистанционное обучение отчет о посещаемости мы представляем по сети, в совместном документе, разработанном в Р7офис.
Применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения позволяет создавать эффективные учебные программы для каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Искусственный интеллект может адаптироваться к уровню знаний учащегося, его скорости обучения и желаемым целям
В своей практике используем российскую платформу https://freetts.ru/. Программа позволяет сделать бесплатную озвучку голосом любого текста. Студенты также используют данный ресурс для организации внеурочных занятий. Данная функция позволяет разработать презентации, более интересные для учеников начальной школы.
Фотоэффект ФотоФании «Новости» позволяет создавать изображение в высоком разрешении.
Craiyon (ранее известный как DALL·E mini) — это модель искусственного интеллекта, которая может рисовать изображения из любой текстовой подсказки.
Нейросеть генерирует по описанию сразу девять картинок, не требуется авторизация, скачать можно бесплатно (нажимаем кнопку «Screenshot»).
Лица и животные получаются размытыми, с искажениями, часто эскизы ИИ получаются смешными и похожими на детские рисунки. Однако подборка с природными объектами получилась интересной.
Verything — удобная в эксплуатации утилита для быстрого поиска файлов и папок по названию.
Everything – это поисковая программа для Windows, мгновенно отыскивающая файлы и папки по их именам.
Пользоваться утилитой очень легко: после запуска Everything сканирует ПК и отображает все найденные файлы и каталоги.
Вы вводите поисковый фильтр (например, название презентации или просто слово), после чего отображаются только нужные вам файлы и папки. Можно сразу удалить ненужные дубли.
Виртуальная реальность является сквозной технологией, внедрение которой в образовательный процесс активно поддерживается государством. Но программное обеспечение для виртуальной реальности чаще всего иностранное.
Российские компании «ВР Концепт» и «Базальт СПО» обеспечили корректную работу программной платформы VR Concept на операционной системе «Альт Образование» 10. Специалисты VR Concept протестировали работу платформы в среде российской ОС, в том числе – с использованием шлема HTC VIVE. Положительные результаты подтверждены двусторонним сертификатом совместимости.
Созданный программный комплекс позволит образовательным организациям применять технологии виртуальной реальности на российской программной платформе, чтобы сделать процесс обучения максимально наглядным, увлекательным, интерактивным и одновременно независимым от санкций.
Дополненная реальность (англ. — augmented reality, сокращенно — AR) — это среда, в реальном времени дополняющая физический мир, каким мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств (планшетов, смартфонов или других) и программной части. Дополненная реальность, или AR (англ. augmented reality), — несомненно, огромный прорыв и в способе подачи образовательного материала, и в усвоении информации школьниками и студентами. Это технология наложения цифровой информации на изображение чего-либо при просмотре через мобильное устройство (например, с помощью камеры смартфона).
Проект Argin был запущен как startup в области дополненной реальности. Это русскоязычный сервис, с помощью которого можно создать дополненную реальность для печатных материалов: открыток, визиток, журналов, буклетов, плакатов, билетов, флаеров, картин и даже товарной упаковки.
Отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс онлайн-сервисов. В общем случае это сайты, которые предоставляют различные услуги в режиме онлайн. Это означает, что человек, имея устройство с выходом в Интернет, может получить доступ к интересующей его услуге. В образовании онлайн-сервисы чаще всего представляют собой системы, спроектированные по технологии Web 2.0.
Онлайн сервисы имеют возможности тренировки чтения, письма, аудирования, говорения, организации проблемной ситуации, устного счета; индивидуальный темп обучения и выбор формата обучения; участие в играх в режиме онлайн, а также командной игре; мобильные версии.
У студентов пользуются популярностью сервисы, на которых можно разработать дидактические игры. Из российских разработок самые популярные Удоба, Етреники. Для создания карточек различной направленности студенты осваивают цифровые онлайн сервисы https://quizlet.com/ru, https://chikipooki.com/ru, https://kids-flashcards.com/ Данные ресурсы не российская разработка, но поддерживают русский язык.
Организация дистанционного обучения часто сопровождается видеоуроками самого учителя и других авторов. Современный учитель должен иметь навыки создания видеоуроков. Так, студенты при выполнении практических работ по различным методикам могут тренироваться в их создании. Видеоурок – это формат дистанционного обучения, который предполагает передачу учебного материала через видеозапись. Эта запись может быть как простой лекцией, так и демонстрацией практического навыка, как презентацией с комментариями автора, так и записью экрана компьютера специалиста, обучающего работе с программами.
На своих занятиях мы рекомендуем платформу animaker (простой конструктор с функцией перетаскивания, более 1000 шаблонов), movavi (создание видео и его обработка, возможность использования хромакей)
Кроме своего разработанного цифрового контента педагогами часто используются ресурсы образовательных платформ. Сейчас существует очень много таких платформ для школьников, которые изучают и студенты. Но есть платформы, с помощью которых педагоги могут повышать свои профессиональные компетенции, разрабатывать свои учебные курсы.
Хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие профессиональных компетенций выпускников колледжа, однако их нельзя применять слепо. Процесс построения и учебного и методического сопровождения с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы и методически обоснованы результатами.
В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать следующее:
- усилить методические функции в обеспечении внедрения образовательной технологии (ИКТ);
- внедрять наиболее активно прогрессивные педагогические образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной подготовке обучающихся;
- создавать условия для стимулирования развития Интернет-услуг, связанных с применением ИКТ;
- участвовать в телекоммуникационных проектах;
- совершенствовать работу с управленческими базами данных;
- активнее использовать возможности ЭОР, чаще обновлять содержание своих персональных сайтов, которые были созданы в рамках практики с целью обмена опытом и повышения квалификации;
- обучить студентов активно пользоваться ЭОР, для получения информации в ходе выполнения исследовательского проектирования, при подготовке к проведению занятий, внеурочных и учебных, а также для получения внешней оценки качества своей работы;
- активнее привлекать студентов к участию в дистанционных олимпиадах, Всероссийских и международных онлайн конкурсах;
- организовывать обучение по проведению вебинаров (телеконференций) и для преподавателей, и для студентов .
Список литературы
- Везиров К. Т. Использование «сквозных» технологий в подготовке специалистов среднего профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды / К.Т. Везиров // Дистанционные образовательные технологии: материалы V междунар. науч.-практ. конф. 22–25 сентября 2020 г., Ялта / ООО «Изд-во Типография Ариал». – Симферополь, 2020. – С.113-117.
- Деревянко Е. Ю. Информационные технологии в образовании / Е.Ю. Деревянко // Инновационная наука в глобализующемся мире. – 2017. – № 1 (4). – С. 13-15.
- Жбанникова О.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО в современных условиях / О. А. Жбанникова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 591-596.
- Крутиков М. А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки / М. А. Крутиков // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30414 (дата обращения: 11.05.2021).
- Медведев П.Н. Готовность преподавателей вуза к использованию современных средств ИКТ в условиях дистанционного обучения / П.Н. Медведев, Д.В. Малий // Перспективы науки. – 2020. – № 10 (133). – С. 126-131.
- Миронов А. А. Информационные технологии, применяемые в системе образования / А. А. Миронов, Д. В. Санкин // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 1-1 (10). – С. 34-40.
- Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании / О. И. Пащенко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013. – 227 с.
- Плотников Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников // Современное педагогическое образование. – 2021. – №3. – С. 13-17.
- Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-18052020-n-r-44-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 11.05.2021).
- Церюльник А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе / А.Ю. Церюльник // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 6-3 (96). – С. 92-95.