ВЫПУСК 9

Материалы Межрегионального фестиваля лучших педагогических практик

Специфика формирования инклюзивной компетентности у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» при изучении общепрофессиональной дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

14
Автор: Таранова Н.А., преподаватель педагогики и психологии ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»
Категория: В ногу со временем

В связи с образовательными реформами, нормативно-правовыми документами разного уровня приоритетная задача Российской Федерации — введение инклюзивного обучения.

Данные новообразования требуют от деятельности педагогов повышенного уровня подготовки, расширения их функциональных обязанностей и освоения новых компетенций, кроме этого, «обладания» профессионально- и личностно-значимыми качествами и характеристиками.

В новых социальных условиях возникает новое требование – готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей. Руководствоваться только лишь традиционными педагогическими умениями и навыками оказывается уже недостаточно.[1]

Отсюда следует, что необходимо формирование инклюзивной компетентности учителей как составляющей их профессиональной компетентности. [2] Выделяют следующие компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования:

—        мотивационный; 

—        когнитивный;

—        креативный; 

—        деятельностный.

Растущее количество детей с проблемами в развитии, испытывающих стойкие затруднения в овладении общеучебными навыками, неготовность многих учителей к работе с детьми с различными отклонениями привели к необходимости введения общепрофессиональной дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» на всех специальностях, включая «Преподавание в начальных классах».

Целью данного курса является формирование у студентов элементарных представлений о типах нарушений психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), особенностях коррекционной работы с ними, методах и средствах коррекции отдельных видов нарушений, специфике и учете индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Программа рассчитана на 70 часов, включая как теоретические, так и практические занятия.

Несомненным условием формирования профессиональных компетенций, в том числе и инклюзивной компетентности, является включение в образовательный процесс активных методов и приемов обучения.

Рассмотрим некоторые из них. На теоретических занятиях использую разнообразные виды лекции.

Так, например, по теме «Специальное образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», форма организации «лекция-визуализация». Целью данного лекционного занятия явилось через визуальную форму изложения учебного материала повысить степень мыслительной активности студентов. Во время проведения лекции часть учебного материала предлагалась студентам в виде схем, которые являлись наглядной опорой при изложении нового материала. Такие схемы выполняют роль носителей информации, что позволяет сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных, ключевых моментах содержания лекции, способствует ее пониманию и усвоению.

При изучении темы «Основные направления педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» был использован метод «лекция-беседа». Целью проведенного занятия было активизировать мышление студентов с помощью задаваемых вопросов, чтобы студенты самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации.

Очень часто используется на лекционных занятиях метод «мини-лекция с использованием презентаций». Она является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.  Перед объявлением какой-либо информации спрашиваю, что знают об этом студенты. После предоставления какого-либо утверждения предлагаю обсудить отношение студентов к этому вопросу. Содержание программы по «Основам специальной педагогики и психологии», включает большой объем специальных терминов и понятий, которые трудно поддаются осмыслению студентами. При изучении основных понятий использую разнообразные приемы и методы осмысления и усвоения специальных терминов: прием проговаривания, составления глоссария, кластера, прием распознавания и многие другие приемы.

Перед началом мини-лекции использую метод «Мозговой штурм», например, по теме «Образование лиц с задержкой психического развития», ставлю проблемную задачу по предыдущей теме «Образование лиц с нарушениями умственного развития», которую студенты решают с помощью выдвижения различных идей. Указанный метод, позволяет в течение короткого периода времени выявить подготовленность студентов к изучению новой темы, связать изученную ранее тему с новым материалом.

Практические занятия по «Основам специальной педагогики и психологии» часто проводятся в форме коллективной мыслительной деятельности. Активно использую такие методы как «пресс-конференция», «интеллектуальный футбол», «блок опрос», «передай мяч по кругу», «морской бой», «ромашка » и т.д.

Работа по теме «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» предполагала применение «Пресс-конференции»: студенты распределялись на группы. Одна группа выступала в роли журналистов, другая — научных деятелей. «Журналисты» задают вопросы, «научные деятели» отвечают на них. Практическое занятие по теме «Организация планирования и проведения уроков с детьми разных нозологических групп» тоже проводилось в форме пресс-конференции. До занятия студентам сообщилась тема пресс-конференции, был дан список литературы и предложено заранее изучить необходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы. На другой день вопросы были собраны, проверены, обсуждены и сгруппированы, при необходимости дополнены. К практическому занятию студенты самостоятельно подготовили ответы на вопросы. Перед началом пресс-конференции группа студентов была разделена на две подгруппы: методистов и учителей (2-3 человека). Студенты, выступавшие в роли методистов, задавали вопросы учителям, которые давали как можно более полные ответы. Каждый из студентов выступил в роли учителя. Преподаватель оценивал ответы и участие каждого студента.

При работе над темой «Понятия норма и отклонения в психическом и личностном развитии» студентам была предложена игра «Интеллектуальный футбол»: группа делилась на две команды. В каждой группе выбирается вратарь, защитники, нападающие. Нападающие задавали вопросы, защитники отвечали на них. На роль вратаря выбирался наиболее подготовленный в теоретическом плане студент, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он отвечал на вопросы только в том случае, когда остальные студенты-защитники не могли или затруднялись ответить. Преподаватель выступал в роли судьи. С целью снятия психологического и физического напряжения и вместе с тем повторения знакомых терминов применялась игра «Передай мяч по кругу». Игра проходила следующим образом: написанные на отдельных листах бумаги понятия были скомканы в один «мяч», который бросался одному из студентов. Студент, разворачивая лист, зачитывал написанное на нем понятие и давал ему определение, после этого «мяч» перекидывался другому студенту и так всем по очереди.

С целью закрепления, повторения и проверки знаний, полученных на практических занятиях, использую метод «Блок-опрос». Цель этого метода — научить студентов внимательно слушать выступления друг друга, сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы, сформировать аналитические способности, развить навыки самоуправления. Перед занятием студенты должны были самостоятельно подготовить вопросы, которые были обсуждены и сгруппированы для проведения «Блок-опроса». В начале занятия группа студентов была разделена на четыре подгруппы: 1-информационную, 2-творческую, 3-коррекции и 4-эксперты. Студенты первой подгруппы сообщали теоретическую информацию; второй – приводили практические примеры; третьей – выполняли функции преподавателя — уточняя, дополняя и подводя итог высказанной информации; четвертая – оценивала ответы других подгрупп в баллах по таблице. Занятие проходило на высоком уровне активности, студенты проявляли навыки самоуправления, учились работать коллективно, т.к. находились в зависимости друг от друга.

Важное место на практических занятиях принадлежит такой форме, как деловая игра, которая используется в каждом разделе изучения общепрофессиональной дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии». Например, деловая игра «Встреча за круглым столом» на тему: «Современный учитель в условиях инклюзивного образования» с целью обсуждения особенностей деятельности учителя с детьми с ОВЗ и его места в обществе. Основными условиями подготовки и проведения деловых игр являются свободное владение теоретическим материалом, выполнение полученной роли, воспроизведение внешних профессионально-педагогических условий.

Умение обосновать свою точку зрения, убедить в своей правоте оппонента формируется с помощью включения студентов в дискуссию. На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. На обсуждение выносятся, как правило, 2-3 вопроса. В соответствии с ними создаются «малые полемические группы» — по две на каждый вопрос. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации. [3]

Таким образом, применение разнообразных активных методов обучения повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и ведет к эмоционально-интеллектуальному отклику на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Осуществляется осознанная ориентация на профессиональную деятельность студентов. [4]

Поэтому целью подготовки специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста «группы риска», должна являться не столько передача им профессиональных знаний и умений, сколько формирование ОК, ПК и инклюзивной компетентности, профессионально подготовленной личности, обладающей целостным психолого-педагогическим и методическим мышлением, что требует определенных педагогических условий подготовки.

Список информационных источников

  1. Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. — С.302
  2. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов Петровский А.В. — М.: Просвещение, 2012. — С. 465
  3. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. — СПб, 2010. — С. 200
  4. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — №3. — 2010. — С.136.
Специфика формирования инклюзивной компетентности у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» при изучении общепрофессиональной дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

Категории